Бен Бернанке даст экономике еще денег.
Фото Reuters
Экономика США восстанавливается медленнее, чем ожидалось. Это признало во вторник руководство ФРС США. Федрезерв оставил учетную ставку на ультранизком уровне. Власти также намерены впрыснуть дополнительные средства на рынок за счет выкупа долгосрочных казначейских обязательств. Эксперты неоднозначно оценивают ситуацию: одни говорят о панике, царящей в штабе Бена Бернанке, другие называют подобное увеличение денежной массы необходимой мерой для успокоения рынка.
ФРС США заметила сигналы об опасности, которые подает экономика страны. Безработица в июле осталась на высоком уровне – 9,5%. И некоторые экономисты прогнозируют, что в следующем году она преодолеет 10-процентный барьер.
При этом темпы экономического роста снизились: во втором квартале ВВП США подрос на 2,4%, а в первые три месяца этого года показывал прирост в 3,7%. На этом фоне Центробанк страны был вынужден признать, что оздоровление в США идет медленнее, чем ожидалось.
Во вторник ФРС заявила, что сохранит учетную ставку на ультранизком уровне – в диапазоне 0–0,25%, чтобы подтолкнуть потребителей и бизнес к более активным тратам. Федрезерв также обнародовал планы реинвестировать поступления от имеющихся на его балансе ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, в долгосрочные казначейские облигации. Иными словами, ЦБ намерен погашать госдолг, впрыскивая в экономику больше денег.
Это решение было принято на заседании во вторник практически единогласно: против такого «мягкого» стимулирования экономики выступил лишь председатель Федерального резервного банка Канзас-Сити Томас Хениг. Он известен как противник инфляции и выступает против мер по ослаблению денежно-кредитной политики – таких, как продолжительное сохранение базовой ставки на ультранизком уровне и реинвестирование поступлений от ценных бумаг в долгосрочные казначейские облигации.
Интересно, что сейчас ряд ведущих американских финансистов начинают все больше опасаться не инфляции, а обратного явления – дефляции. Казалось бы, снижение цен должно прийтись по душе потребителям. Однако в целом для экономики дефляция – это признак перемен к худшему. Ведь с удорожанием денег снижается активность покупателей, которые ждут дальнейшего понижения цен, а бизнесу становится менее выгодно производить товары и услуги. Уменьшаются зарплаты. В итоге экономическая активность падает по нисходящей спирали. Похожую ситуацию мы уже наблюдали в Японии.
ФРС не придавала столь серьезного значения опасности дефляции с 2003 года, отмечает New York Times. Газета приводит комментарий Алана Гринспена, 18 лет рулившего Центробанком страны, который считает, что экономический прогноз ухудшился. «Меня поражает эта пауза в оздоровлении, а пауза на фоне такого оздоровления воспринимается почти как рецессия», – сказал финансовый гуру.
Наблюдатели полагают, что у Вашингтона еще есть возможность избежать нового спада. Поскольку маловероятно, что Конгресс США одобрит новый пакет по стимулированию экономики, то надежды возлагаются только на ФРС. Кстати, Федрезерв заверил рынки, что в случае ухудшения ситуации с безработицей и других индикаторов он будет готов предпринять более агрессивные меры.
Последнее заявление ФРС о реинвестировании поступлений от находящихся в ее распоряжении ценных бумаг в долгосрочные обязательства эксперты называют символической мерой. По словам Пола Эшворта, старшего экономиста в компании Capital Economics, этот шаг направлен скорее на то, чтобы успокоить рынки, а не дать импульс экономике. В свою очередь, Джереми Кук, главный экономист в лондонской компании World First, считает, что ФРС, успокоив рынки, «купила себе немного времени». Если бы Федрезерв никак не отреагировал на знаки, предупреждающие об опасности, то создалось бы впечатление, что «водитель заснул за рулем», когда экономическая машина никак не может сама сделать поворот. Об этом пишет Guardian.
Специалисты предполагают, что объявленных ФРС шагов вряд ли будет достаточно. Бывший экономист Федерального резервного банка Нью-Йорка Джон Райдинг, например, считает заявление ФРС признаком «легкой паники», царящей в ведомстве Бернанке.