Сегодня британская нефтяная компания BP должна приступить к цементированию аварийной скважины Макондо в Мексиканском заливе – эта процедура является частью начатой в ночь на среду операции по полному прекращению утечки нефти. Успехи инженеров ВР и заявления правительства США о том, что до 75% разлившейся нефти собрано или разложилось естественным путем, могут подвигнуть Белый дом к скорому снятию запрета на подводное бурение.
Накануне президент США Барак Обама сообщил соотечественникам, что «долгая битва с утечкой нефти, наконец, близится к своему завершению». С таким заявлением глава Белого дома смог выступить после того, как специалисты ВР успешно завершили начатую во вторник закачку в Макондо тяжелого бурового раствора, который плотно ее закупорил. Но это лишь первый этап операции.
Вчера отставной адмирал Береговой охраны США Тад Аллен, курирующий работы по ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе, дал ВР разрешение закачать в Макондо цемент. Однако окончательный успех будет достигнут, только когда в середине августа произведут так называемое донное перекрытие – через вспомогательную скважину цемент будет впрыснут в нефтеносный пласт и запечатает аварийную скважину снизу. Как передает ВВС, работы по перекрытию Макондо с каждым днем приобретают все большую срочность, так как в Мексиканском заливе скоро начнется сезон ураганов.
Росту оптимизма американцев также способствовала публикация доклада, подготовленного правительством США, согласно которому почти три четверти нефти, разлившейся в результате аварии, было либо собрано, либо сожжено, либо растворилось под воздействием бактерий.
Правительство США считает, что всего из скважины вылилось 4,9 млн. баррелей нефти, из которых только 827 тыс. баррелей было собрано до попадания в залив. Эта оценка выше предыдущих. Количество разлившейся после аварии нефти будет иметь решающее значение при оценке ущерба, причиненного окружающей среде, а также размеров компенсаций и штрафов, которые предстоит выплатить компании BP. А ведь это в конечном итоге может решить судьбу компании, оказавшейся на грани финансового краха из-за исков на десятки миллиардов долларов.
Впрочем, ученые предупреждают, что и оставшаяся четверть вылившейся нефти представляет опасность для окружающей среды. А некоторые экологи прямо заявляют, что доклад политически мотивирован и предназначен для того, чтобы успокоить общественность.
Тем более что все равно это примерно в десять раз больше, чем попало в океан после аварии на буровой платформе у берегов Аляски в 80-е годы прошлого века. В докладе говорится, что пляжи и камышовые заросли все еще находятся под угрозой загрязнения. «Нефть будет продолжать распадаться под воздействием природных факторов. Но часть ее может попасть на берег в виде мазутных окатышей. Их можно собирать, и мы предпримем все, чтобы их собрать», – предостерегают специалисты.
На этом фоне пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс сообщил, что Обама может снять мораторий на шельфовое бурение еще до ноября этого года. Однако энергетическим компаниям не удастся войти в одну и ту же нефтяную реку дважды. В Конгрессе США сейчас решается судьба законопроекта, устанавливающего новые правила для фирм, желающих заняться добычей на шельфе. Этот законопроект предполагает значительное увеличение размера гарантийного взноса, который компании должны делать на случай аварий, введение обязательной независимой сертификации бурового оборудования и создание специальных контролирующих органов.
Так что теперь добыча нефти на шельфе уже не будет таким легким и прибыльным делом, как раньше. Новые требования безопасности наверняка повлекут за собой увеличение выплат страховым компаниям, удорожание оборудования и как следствие – рост себестоимости каждого извлеченного на поверхность барреля. Однако такая ли уж это высокая цена за чистые океаны для потомков и спасенных от вымирания морских обитателей?