В Саудовской Аравии 350 тыс. человек используют BlackBerry.
Фото Reuters
Власти ряда стран пытаются урегулировать проблемы, возникшие у них с производителем коммуникатора BlackВerry канадской компанией Research In Motion (RIM). С сегодняшнего дня в Саудовской Аравии всем операторам предписано приостановить оказание определенных услуг абонентам, использующим данные устройства.
Охоту за «ежевикой» – так переводится с английского название BlackBerry – в Азии объявили почти одновременно несколько стран. В среду предписание временно не оказывать услуги абонентам, использующим BlackBerry, вынесли в Эр-Рияде. Это требование касается всех операторов королевства. По данным телеканала «Аль-Арабия», которые приводит РИА Новости, ограничения коснутся обмена мгновенными сообщениями.
В свою очередь, власти Индонезии сообщили в среду, что ряд сервисов BlackBerry может быть заблокирован, если RIM не согласится установить сервер на территории страны. Наконец, в воскресенье власти ОАЭ заявили о приостановке предоставления на территории страны услуг обмена мгновенными сообщениями, электронной почты и доступа в Интернет пользователям упомянутых коммуникаторов. Владельцы смартфонов уже начали нервничать, а ведущие местные провайдеры пытаются убедить их в том, что выход будет найден и устройства не станут бесполезными.
Как разъяснил «НГ» независимый IT-аналитик Максим Букин, у производителя BlackBerry есть свой достаточно жестко защищенный протокол передачи данных. Серверы, через которые происходит передача сообщений, расположены главным образом в Канаде. «Получается, что абонентское устройство BlackBerry может обмениваться закодированными данными с аналогичным устройством через сервер, который находится в другой стране, не подпадающей под юрисдикцию Саудовской Аравии, ОАЭ, Индии, – говорит наш собеседник. – Естественно, эти страны обеспокоены: власти не могут прийти к провайдеру с судебным решением и быстро получить интересующие их данные, которые могут иметь важное значение для обеспечения национальной безопасности».
По словам Максима Букина, в России подобные проблемы также возникали. «Договорились следующим образом: серверы провайдеров, предоставляющих соответствующий сервис в России, находятся здесь, и здесь же данные обрабатываются. То есть остаются протоколы, которые не вскрываются, но по судебному решению подобные сообщения можно будет прочитать компетентным органам РФ», – заявил эксперт.
В своем заявлении RIM сообщает, что не может предоставить доступ к зашифрованным данным. Она называет безосновательными утверждения, что компания благоволит отдельным правительствам, предлагая властям «одной страны нечто уникальное, что не предлагалось бы правительствам других государств».
Эксперты из компании Eurasia Group, мнение которых приводит Wall Street Journal, считают, что в ОАЭ запрет вряд ли вступит в силу 11 октября. Относительно далекий дедлайн, возможно, является приглашением урегулировать вопросы за столом переговоров. Дубай ведь вынужден думать не только о борьбе с террористами и преступниками, отмывающими деньги, которые могут общаться по безопасной связи. ОАЭ хочет и дальше привлекать иностранных инвесторов, которые могут неправильно понять блокирование властями полюбившихся многим сервисов.
В любом случае рано или поздно стороны договорятся, полагают наблюдатели. Можно, например, предоставить властям возможность доступа к сообщениям пользователей по быстрому запросу. Выделить им несколько серверов или разместить это оборудование в данных странах. Компетентные органы государств могли бы, скажем, через Интерпол быстро получать расшифровки сообщений, указав конкретные номера абонентов. «Ключи им никто не даст, ведь это скомпрометировало бы сервис в глазах остальных стран», – резюмировал Максим Букин.