Очередное заседание Совета Безопасности (СБ) ООН по Косово сопровождалось острой полемикой между российскими и британскими дипломатами по поводу дальнейшей судьбы этого сербского края. Постпред РФ Виталий Чуркин подтвердил, что Москва продолжит отстаивать интересы Сербии и не допустит принятия самопровозглашенной республики в ООН.
Перепалка началась с того, что заместитель постпреда Великобритании Филип Парэм выразил свое недовольство в связи с высказываниями министра иностранных дел Сербии Вука Еремича о приверженности Белграда «поиску взаимоприемлемого решения всех остающихся нерешенными вопросов путем мирного диалога». Парэм категорически отверг возможность возврата к переговорам о статусе края или о его границах. «Любая попытка пойти по этому пути загонит Сербию в конфронтацию с теми, кто уже признал Косово», – пригрозил он, добавив, что подобным попыткам Соединенное Королевство будет решительно противостоять.
Наблюдатели отметили, что это заявление стало одним из самых резких со стороны западных стран по вопросу о Косово – южном сербском крае, где, как напоминает РИА Новости, албанские власти 17 февраля 2008 года провозгласили независимость при поддержке США и ряда стран ЕС. Самопровозглашенное государство признали 69 из 192 стран – членов ООН.
На резкие высказывания Парэма поспешил отреагировать российский постпред. Он выразил сомнение, была ли уполномочена одна делегация говорить от имени всех этих стран, и надежду, что «большинство из них все же придерживается умеренных, взвешенных подходов и не будет препятствовать принятию Приштиной единственно правильного решения в пользу диалога с Белградом».
Между тем Приштина от такого диалога по-прежнему категорически отказывается. Албанские власти края приветствовали вынесенное 22 июля консультативное заключение Международного суда (МС) ООН в Гааге, который признал Декларацию о провозглашении независимости Косово не противоречащей нормам международного права. Теперь Приштина с нетерпением ожидает обещанных Вашингтоном новых признаний, которые помогут ей заручиться поддержкой большинства в Генассамблее (ГА) ООН.
Косово трактует решение МС как признание независимости и суверенитета края. Отталкиваясь от этого понимания, Приштина активизировала свои дипломатические усилия в ООН. Так, глава внешнеполитического ведомства Косово Скендер Хисени попросил генсека ООН отменить резолюцию Совбеза 1244, принятую еще в 1999 году. Она подтверждает территориальную целостность Сербии и уполномочивает Миссию ООН в Косово (МООНК) осуществлять верховную власть в крае.
Ссылаясь на решение Международного суда, Хисени отстаивает передачу всех властных полномочий албанским властям Косово и мнение о том, что теперь резолюция 1244 потеряла силу. Однако Пан Ги Мун ответил косовскому министру иностранных дел, что резолюция, принятая СБ, только им же и может быть отменена. Тогда Хисени на заседании Совбеза обратился к его членам с просьбой принять новую резолюцию – отражающую «ту реальность, которая сложилась после вынесения решения Международного суда».
Жесткая отповедь притязаниям косоваров последовала со стороны Виталия Чуркина. Россия – постоянный член СБ ООН и обладает правом вето. Как ясно дал понять Чуркин, Москва станет для Белграда гарантом того, что резолюция 1244 никаким другим документом заменена не будет и в ООН Косово тоже не примут.
В ходе своего выступления в СБ Чуркин одобрил позицию Ламберто Занниера – главы МООНК и спецпредставителя генсека. Тот объяснил, как решение своего Международного суда трактует сама ООН. По его словам, признание Декларации о провозглашении независимости Косово, не противоречащей международному праву, не равносильно признанию таковым одностороннего провозглашения независимости Косово. Поэтому статус МООНК не изменяется, а ООН продолжает сохранять нейтралитет по вопросу о статусе края, подчеркнул Занниер, добавив: «На самом деле вердикт суда подтверждает, что резолюция Совета безопасности 1244 остается в силе». Такую же позицию занимает и сербская сторона. США, напротив, выразили полную поддержку Косово, назвав его независимость «необратимой», а его границы – «неприкосновенными».