Судьба нового СНВ оказалась в подвешенном состоянии. На фото: стратегический бомбардировщик США В-2.
Фото Reuters
Намеченное было на вчера в Вашингтоне голосование по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений России и США не состоялось. Председатель комитета по международным делам Сената США Джон Керри отложил его до 15–16 сентября. Предвыборная обстановка в Америке осложняет процесс ратификации документа, который может остаться неодобренным до конца года. В Москве не драматизируют ситуацию, но признают: перезагрузка отношений с США идет сложно.
«Я уважаю право каждого сенатора на внимательное изучение договора», – разъяснил Керри причину переноса голосования. Глава сенатского комитета по международным делам также не хотел, чтобы неубедительное голосование в Вашингтоне неверно истолковали в Госдуме и в Кремле.
Решение о переносе наверняка согласовывалось с администрацией президента США Барака Обамы, а в расчет принимались и иные причины.
Керри провел уже 12 слушаний по договору, предусматривающему сокращение российского и американского ядерных арсеналов до 1550 развернутых боеголовок. Лишь после резолюции его комитета Cенат мог бы рассмотреть в полном составе вопрос ратификации нового СНВ. Керри не уверен, удастся ли это сделать до конца года, либо решать судьбу документа будет уже обновленный Cенат: в ноябре пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Для прохождения новому СНВ необходима поддержка двух третей сенаторов – 59 демократов и минимум восьми республиканцев. Пока лишь один республиканец в Cенате выступает за СНВ. После выборов оппоненты президента-демократа Обамы могут увеличить свое представительство в верхней палате на 12–15 мандатов. Не исключено, что республиканцы вообще захватят контроль над Cенатом.
«Республиканцы подошли к договору как к любому предложению Обамы, – разъяснил в интервью «НГ» директор Института США и Канады Сергей Рогов. – Они отвечают категорически «нет», выдвигают надуманные предлоги». Например, республиканцы утверждают, что договор запрещает США разворачивать ПРО, а это неправда; что США пошли на односторонние уступки, согласившись сократить количество своих ядерных вооружений до уровня, который является максимальным для России из-за экономических проблем. Они также настаивают на увеличении финансирования и модернизации ядерного комплекса США.
В результате сложилась ситуация, когда за ратификацию высказался только один сенатор-республиканец Ричард Лугар. Хотя он является старшим в республиканской фракции в сенатском Комитете по международным делам, его коллеги прислушиваются не к нему, а к сенатору Джону Кайлу, возглавившему кампанию против нового СНВ. «Демократы в сенатском Комитете по международным делам могли бы проголосовать в среду. Но это была бы стенка на стенку: все демократы «за», а все республиканцы, кроме Лугара, «против». Это была бы пиррова победа для демократов», – полагает Рогов.
Демократы решили взять паузу. В конце августа должны пройти праймериз в Аризоне, где сенатор Джон Маккейн столкнулся с жесткой критикой справа и вынужден был сам занять ультраправую позицию. По мнению специалистов, если Маккейн победит, демократы попытаются заручиться его поддержкой для ратификации СНВ. В том случае, если старший республиканец в Комитете по международным делам Лугар и старший республиканец в Комитете по делам вооруженных сил Сената Маккейн выскажутся за одобрение документа, за него могут проголосовать до половины республиканцев.
Тем временем американская разведка крайне обеспокоена и растеряна. У ЦРУ и военной разведки после прекращения Договора СНВ-1 5 декабря 2009 года закрылся доступ к информации о российских СЯС, которую американцы получали почти 20 лет. Если новый СНВ не ратифицируют, то окошко захлопнется окончательно. Республиканцы фактически бросают вызов и разведке, и Пентагону, которые поддерживают договор.
По мнению аналитиков, в целом решение отложить ратификацию свидетельствует, что перезагрузка российско-американских отношений идет сложно и у нее много противников в Америке. В Вашингтоне и Москве, однако, не склонны драматизировать ситуацию. Российский дипломатический источник в беседе с «НГ» отметил: речь идет «о разборках на внутренней кухне американцев». «Как бы ни отреагировала сейчас на перенос голосования Москва, это могло бы выйти боком администрации Обамы», – считает он. А оказывать медвежью услугу Обаме в Москве сейчас не хотят. В свою очередь, пресс-секретарь Белого дома Майк Хаммер охарактеризовал как само собой разумеющееся тот факт, что сенаторам потребовалось больше времени для рассмотрения нового СНВ. В администрации Обамы, похоже, уверены, что даже после ноябрьских выборов документ будет ратифицирован.
Впрочем, обозреватель New York Times Питер Бейкер смотрит в будущее с изрядной долей скепсиса: «Обама также хотел согласовать второй, более полный договор с Россией, предусматривающий еще большие сокращения арсеналов. Но если на ратификацию нового СНВ нужно два года, то кажется маловероятным, что президент добьется заключения более амбициозного договора до истечения своего первого срока пребывания у власти». Можно предположить, что и сами переговоры о дополнительных ограничениях ПРО США и тактическом ядерном оружии в Европе потребовали бы немало времени.
В создавшейся ситуации российским парламентариям после возвращения с каникул, вероятно, не стоит спешить с ратификацией нового СНВ. Как известно, Совет Федерации должен в течение двух недель либо одобрить, либо отвергнуть договор, одобренный Госдумой. «Нам, видимо, надо дождаться, когда сенатский комитет примет соответствующую резолюцию и будет назначен день голосования в Сенате. Если ясно, что по крайней мере часть республиканцев поддержит его, не будет флибустьерства и попытки затянуть голосование, то за две недели до этого надо принимать решение Госдуме», – резюмировал собеседник «НГ».