Ситуация с безопасностью в Ираке пока остается сложной.
Фото Reuters
К 31 августа американский контингент в Ираке должен будет уменьшиться до 50 тыс. военнослужащих, которые не станут больше участвовать в боевых действиях. Это подтвердил в понедельник президент США Барак Обама. США покидают Ирак в соответствии с планом, несмотря на то что иракцы по-прежнему не могут создать правительство по итогам выборов 7 марта и самостоятельно обеспечить должный уровень безопасности.
США меняют название своей миссии в Ираке. До сих пор свыше 140 тыс. американских военнослужащих участвовали в операции «Иракская свобода». После сокращения численности до 50 тыс. человек к концу этого месяца они приступят к операции «Новая заря». Изменится и характер их присутствия: американцы не будут участвовать в боевых действиях, за исключением контртеррористических рейдов, сосредоточившись на подготовке и оказании содействия иракским силам безопасности. А к концу следующего года вообще покинут страну. Это, по мнению Обамы, называется «ответственным уходом».
В понедельник президент выступил в Атланте перед инвалидами войны с пространной речью по поводу двух кампаний – в Ираке и Афганистане, которые США начали еще при Джордже Буше-младшем. Обе войны намерен закончить уже Обама. Можно практически не сомневаться, что он в нужное время объявит, что «миссия выполнена». Сейчас, за несколько месяцев до промежуточных выборов в Конгресс США и губернаторских гонок, президенту-демократу важно продемонстрировать успешное завершение боевых действий в Ираке. Кстати, менее амбициозную цель – уничтожение «Аль-Каиды», а не строительство процветающей демократии – Обама уже огласил и для Афганистана.
Каковы же итоги войны в Ираке и что оставляют после себя там США? За семь лет погибли 4,4 тыс. американцев. По оценкам интернет-портала iraqbodycount.org, война унесла свыше 106 тыс. жизней мирных граждан. Свергнут диктатор Саддам Хуссейн. Однако пришедшие к власти люди никак не могут договориться о том, как ее поделить: иракский парламент, избранный в марте, заседал пока считанные минуты, хотя депутаты исправно получают зарплату. По данным СМИ, это 10 тыс. долл. ежемесячно плюс 50 тыс. долл. на охрану.
Впрочем, все не так однозначно. В интервью «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор Георгий Мирский отметил, что еще несколько лет назад в Ираке шло две войны – сунниты при поддержке «Аль-Каиды» и шииты воевали с оккупационными войсками; сунниты и шииты воевали между собой. Семь из 10 погибших американцев были убиты суннитами – они стремились изгнать оккупантов из страны, разобраться с шиитами и вернуть себе власть. Такие экстремистски настроенные сунниты еще остаются в стране, не намерена оттуда уходить и «Аль-Каида», а значит, теракты и взрывы скорее всего будут и дальше, вне зависимости от того, уйдут американцы или нет, считает эксперт. Однако он подчеркивает: гражданской войны, которая еще несколько лет назад фактически шла в Ираке, сейчас нет. И в этом заслуга политических классов двух арабских общин, которые, кажется, поняли, что взаимное уничтожение им ничего не даст. Что касается сопротивления оккупационным войскам, то оно после ухода американцев из городов на базы практически сошло на нет, сказал специалист. В то же время Мирский считает, что при нынешней малоэффективной власти у Ирака мало шансов быстро стать нормальным процветающим государством.
В свою очередь, эксперт американского Совета по международным отношениям (CFR) Рэчел Шнеллер полагает абсолютно реальным риск насилия и дестабилизации. Но бессрочное продление американского присутствия в стране практически никак не повлияло бы на ключевые причины для такого развития событий. «Напротив, продолжение военного присутствия США помешало бы иракцам взять дела в свои руки, а это – единственный вариант долгосрочного решения иракских проблем», – заявляет Шнеллер на сайте CFR.
Вероятно, что 31 августа в стране так и не будет нового правительства, на которое США переложили бы ответственность за обеспечение безопасности. Люди продолжат страдать от перебоев с электричеством, отсутствия кондиционеров и холодильников, нехватки чистой воды. Будут длинные очереди на бензоколонках и горы мусора на улицах, периодические взрывы, сопровождающиеся криками и воем сирен... «В общем, таким большинство людей представляют себе ад. Но мы должны уйти оттуда», – заключает Шнеллер.