Ахмадинежад верит в силу своего обаяния.
Фото Reuters
Вчера официальный представитель МИД Исламской Республики Иран (ИРИ) Рамин Мехманпараст назвал «не заслуживающими внимания» высказывания председателя Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирала Майкла Маллена о том, что у Пентагона имеется план военной операции против Исламской Республики. Между тем Вашингтон проигнорировал призывы президента Ирана Махмуда Ахмадинежада к началу прямых двусторонних переговоров по ядерной проблематике.
Ранее политический представитель Корпуса стражей исламской революции Ядулла Джавани заявил, что США и Израиль не осмелятся напасть на Иран, а слова Маллена – всего лишь часть «психологической операции» против ИРИ. «Персидский залив – стратегически важный регион. Если его безопасность окажется под угрозой, это нанесет ущерб и их интересам тоже, а наш ответ будет жестким», – подчеркнул Джавани.
Напомним, в воскресенье адмирал Маллен в эфире NBC заявил, что США по-прежнему не исключают использования военной силы для сдерживания иранских ядерных амбиций. Речь идет прежде всего о планах Тегерана развивать производство обогащенного урана, который может быть использован для создания атомных бомб.
После этого в американской прессе даже появилось описание возможного удара по ИРИ. По данным газеты Washington Times, которая ссылается на мнение влиятельных военных экспертов и отставных генералов, подобная операция будет преимущественно воздушной. Предполагается, что за несколько дней интенсивных авианалетов ВВС США разрушат те 5–6 объектов, которые имеют ключевое значение для реализации иранской ядерной программы, отбросив ее на годы назад.
Сначала с помощью крылатых ракет, запускаемых с кораблей, подводных лодок и бомбардировщиков B-52, должна быть уничтожена система ПВО ИРИ. Затем в дело вступят бомбардировщики-невидимки B-2, которые сбросят тонны специальных «противобункерных» бомб на спрятанные под землей предприятия и лаборатории. Причем, поскольку все потенциальные цели расположены в малонаселенных районах, потери среди населения будут незначительными. За воздушным наступлением последуют тайные операции, задача которых спровоцировать в Иране бархатную революцию и положить конец правлению Ахмадинежада.
Параллельно в таком влиятельном американском издании, как New York Times, появилась статья, автор которой, опираясь на мнение бывших высокопоставленных сотрудников Госдепартамента США и ООН, фактически доказывает, что политико-дипломатические методы не способны окончательно решить иранскую ядерную проблему. Например, по мнению эксперта по нераспространению Марка Фицпатрика, даже если Иран согласится на переговоры с «шестеркой» (постоянные члены Совбеза ООН плюс Германия), они в лучшем случае позволят лишь ограничить его возможности по созданию атомной бомбы и повысить вероятность выявления какой-то нелегальной деятельности в этой сфере.
На этом фоне президент Ирана Ахмадинежад выразил в понедельник готовность провести прямые переговоры с США по ядерной проблематике. Он также предложил президенту Бараку Обаме устроить теледебаты в прямом эфире, чтобы выяснить, кто из них сможет предложить лучшее решение для мировых проблем. «Мы будем готовы к переговорам с Обамой на глазах у представителей СМИ, когда отправимся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН», – цитирует иранского лидера Tehran Times. Ахмадинежад намекнул, что предшественник Обамы Джордж Буш-младший в свое время отказался от подобных теледебатов, поскольку якобы боялся проиграть.
Впрочем, по мнению наблюдателей, американский президент и теперь вряд ли откликнется на предложения Ахмадинежада, поскольку начало двусторонних переговоров между США и Ираном будет означать фактический раскол «шестерки», которого как раз и добивается Тегеран. А оказание эффективного давления на ИРИ без поддержки со стороны Европы, России или Китая практически исключено.
Вашингтон сейчас и так озабочен неоднозначной позицией Москвы по данной проблематике. Так, министр обороны Роберт Гейтс, например, назвал подход Москвы «шизофреническим», поскольку ей приходится выбирать между своими коммерческими связями с Тегераном и интересами национальной безопасности, которая окажется под угрозой в случае появления у ИРИ ядерного оружия.
Кроме того, США уже неоднократно давали понять, что воспринимают любые инициативы ИРИ, идущие вразрез с требованиями мирового сообщества, как попытки выиграть время, а то и спровоцировать разногласия среди держав. Ведь, по сути, призыв к Белому дому решить ядерную проблему на двусторонней основе носит откровенно провокационный характер, поскольку показывает, что Тегеран не воспринимает других участников «шестерки» как полноценных игроков.