В начале июля отходы с медной шахты отравили реку в провинции Фуцзянь.
Фото Reuters
Река Сунгари, впадающая в Амур, затопила химический завод в КНР. В результате вода унесла контейнеры с взрывоопасными веществами. Спасатели вылавливают их и заявляют, что пока река не отравлена. Бочки попадут в Амур в начале августа. В связи с этим эксперт «НГ» отмечает, что китайская сторона недостаточно скрупулезно относится к защите пограничных рек от загрязнения.
В городе Гирин, столице одноименной провинции на северо-востоке Китая, взбухшая от дождей река Сунгари затопила химический завод, и в воду попало 3000 бочек с опасными химикатами. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС России, они могут достичь России 4 августа. В бочках находится более 160 тонн химикатов, передало РИА Новости.
Сведений о том, произошла ли утечка в реку, не поступало. Но пока угрозы здоровью дальневосточников нет, утверждает региональный центр МЧС.
Китайские спасатели выловили примерно 400 бочек. На семи пунктах наблюдения за рекой постоянно проводится проверка качества воды. В Гирине, городе с населением 4,5 млн. человек, подача водопроводной воды была ненадолго приостановлена. Люди бросились закупать воду в бутылках. Но вчера утром водоснабжение было в основном восстановлено.
Россия и Китай подписали в 2008 году меморандум, предусматривающий, что стороны должны информировать друг друга, если возникнет опасность для экологии соседнего государства. Соответствующий запрос был направлен в генеральное консульство КНР в Хабаровске. Оно ответило, что на Сунгари создано несколько линий перехвата бочек.
Подобное происшествие вблизи российской границы происходит не впервые. В 2005 году в результате аварии в Сунгари попал бензол и сопутствующие вещества. Из-за этого почти на неделю был отключен водопровод в многомиллионном городе Харбине. Катастрофа повлияла и на Амур, отмечали российские ученые.
В нынешнем году Китай подвергся самым сильным за последнее десятилетие наводнениям. Погибло или пропало без вести более 1300 человек. Однако в Пекине и многих городах в других районах жители сейчас больше жалуются на загрязнение воздуха. В атмосферу попадают выхлопы от миллионов новых автомобилей, выбросы из труб электростанций, работающих в основном на угле, а также пыль и грязь со строек. Вода в более чем четверти рек и водоемов страны непригодна для питья.
Эти факты не отрицают и официальные лица. «Китай сталкивается с очень сложной ситуацией в области экологии», – заявил Тао Дэтянь, представитель Министерства защиты окружающей среды. Министерство сообщило, что число инцидентов, ведущих к загрязнению воздуха и воды, удвоилось в первой половине 2010 года. Каждый месяц в среднем происходит 10 таких инцидентов.
В провинции Юньнань токсичными отходами с предприятия, перерабатывающего золотоносную руду, отравились десятки детей. В Гуанси-Чжуанском автономном районе дело дошло до столкновений населения с полицией. Люди протестовали против выбросов с алюминиевого завода.
Стремясь очистить воздух в столице, правительство вывело многие заводы далеко за ее пределы. Но ветры по-прежнему приносят вредные вещества в Пекин.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что отравление природы – это обратная сторона стремительного экономического роста КНР. «Руководство Китая осознало эту угрозу и выделяет огромные средства на защиту экологии. Но достаточно ли их? Ведь современные природоохранные мероприятия могут «съесть» более половины стоимости строительства нового завода.
Что касается Амура и других приграничных с Россией рек, то хозяева китайских предприятий порой полагают, что туда можно сбрасывать что угодно. Ведь эти реки в нижнем течении уходят на «чужую» территорию. Необходимо добиться того, чтобы все российско-китайские договоренности о защите экологии строго соблюдались», – заключил эксперт.