Авиабомбы с отравляющими веществами уничтожают на объекте «Марадыковский» в Кировской области.
Фото PhotoXPress
Государственный департамент США подготовил доклад о выполнении Россией международных договоров. Вашингтон подозревает Москву в нарушении обязательств по конвенциям, запрещающим химическое и биологическое оружие. В США считают, что эти обвинения могут «потопить» новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), подписанный в Праге. Российские эксперты указывают, что к американцам претензий по данным конвенциям еще больше.
Уже на следующей неделе Комитет по международным делам Сената Конгресса США может проголосовать по вопросу ДСНВ. Ратификация договора продвигается с трудом. Администрация президента Барака Обамы обеспечила документу, предусматривающему сокращение Россией и США своих ядерных арсеналов до 1550 развернутых ядерных боеголовок, внушительную поддержку: его одобряют пять бывших министров обороны США, шесть экс-госсекретарей и семь из восьми генералов, командовавших ядерными силами США.
Но это не гарантирует, что сенаторы дадут ДСНВ зеленый свет. Для одобрения необходимо, чтобы «за» проголосовали все сенаторы-демократы, не менее восьми сенаторов-республиканцев и два независимых. Пока политические оппоненты президента-демократа – республиканцы продолжают ставить палки в колеса. Так, вчера по запросу семи из восьми республиканцев, входящих в сенатский комитет по международным делам, Госдеп представил доклад о выполнении Россией международных договоров. В последнем аналогичном отчете за 2005 год Москву обвиняли в нарушении истекшего в прошлом году договора о сокращении стратегических наступательных вооружений между СССР и США от 1991 года (СНВ-1). Сейчас, если верить Washington Post, дипломатическое ведомство США утверждает, что Россия урегулировала «большинство вопросов» по нарушениям СНВ-1, например, по передислокации мобильных наземных комплексов и инспекции боеголовок баллистических ракет. Какие проблемы остались неурегулированными, в открытой части доклада не сообщается.
При этом в документе Госдепа изложены иные претензии. Так, «правительство США не верит в то, что Россия выполняет Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО), поскольку она не заявила все свои арсеналы, а также не уничтожила ранее признанные, несмотря на план 1997 года». Кроме того, в докладе предполагается, что «Россия, возможно, не выполняет» Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Газета отмечает, что в 1992 году Москва взяла на себя обязательство свернуть «секретную программу биологического оружия, которую она унаследовала от СССР». Хотя РФ заявила, что выполняет свои обязательства по конвенции, согласно докладу, она «не подтвердила удовлетворительным образом документально факт закрытия программы».
Для контроля за соблюдением положений КХО была создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) со штаб-квартирой в Гааге. Пресс-секретарь организации Майкл Лухан заявил вчера «НГ»: «Уходящий и новый гендиректора ОЗХО Роджелио Пфиртер и Ахмет Узумчу публично положительно отзывались о твердой приверженности России и США прилагать усилия по уничтожению своих арсеналов химического оружия. Руководители ОЗХО указывали на огромные финансовые, правовые и технические вызовы, которое создает уничтожение запасов этого оружия для обеих стран». На вопрос, есть ли у организации конкретные озабоченности, связанные с выполнением Россией КХО, Лухан ответил, что в случае возникновения проблем они решаются конфиденциально в рамках механизма исполнительного совета ОЗХО.
В свою очередь, ведущий российский эксперт по вопросам разоружения генерал-полковник Виктор Есин считает подход Госдепа необъективным: «По конвенции о запрещении химического оружия Россия делает значительно больше, чем США. ОЗХО в Гааге не раз указывала на нарушения, допускаемые американцами». Рабочие моменты, связанные с закрытием предприятий, ранее производивших химическое оружие, действительно существуют. Москва настаивает, чтобы они были перепрофилированы на выпуск гражданской продукции, что разрешается конвенцией. «Но возникает ряд нюансов: например, как отличить, производятся ли компоненты для химического оружия или только для народного хозяйства?» – сказал эксперт. Что касается конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия (КБТО), то к США тут еще больше претензий. «Они ведут работы с этими веществами, объясняя это необходимостью создания «антидотов» на случай применения против них биологического оружия. Этим занимается и Россия. Проблема биологического оружия также усугубляется из-за отсутствия международного органа, который бы надзирал за выполнением КБТО», – считает Виктор Есин. Ситуацию с отсутствием контрольного органа пытаются исправить путем принятия соответствующего протокола. Но эта работа тормозится из-за американцев, которые считают, что такой документ обеспечит другим доступ к коммерческим секретам США, в частности, в сфере медицины. У Москвы также было немало претензий к Вашингтону по поводу выполнения договоров по разоружению. Для решения таких вопросов в рамках соответствующих договоров создаются двусторонние комиссии. Такая структура, кстати, предусмотрена и в ДСНВ.