Проблемы с получением британских виз возникают у самых разных групп граждан – и у журналистов, и даже у больных детей. Как стало известно на днях, власти Соединенного Королевства отказали во въезде маленьким украинцам и белорусам из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Благотворительные организации особенно возмущены тем, что в ряде случаев об отрицательном решении родители были проинформированы в ночь перед вылетом ребят.
Многие по собственному опыту знают, что процедура получения британской визы является достаточно громоздкой, в том числе и для людей, выполняющий важные социальные функции, – журналистов. Если речь идет о кратковременной деловой поездке (до шести месяцев), то выдача визы происходит по общим миграционным правилам.
Главный критерий в этом случае – может ли заявитель обосновать причины визита, а также доказать наличие денежных средств, достаточных для поездки, и, что особенно важно, предъявить документы, которые бы доказывали его прочную связь с родиной. Это нужно, чтобы никто не усомнился, что после визита вы намерены вернуться домой.
Как уточнили «НГ» в пресс-службе посольства Великобритании в России, жесткого правила о том, что журналисту, прибывающему с кратким визитом в Великобританию, необходимо специальное приглашение из Соединенного Королевства, нет. С другой стороны, посодействовать получению визы может как письмо из издания, где работает журналист, так и приглашение или письмо британской стороны – от принимающих лиц, организаций. Вообще в посольстве рекомендуют журналистам приносить с собой как можно больше различных документов. Однако в первую очередь увеличивают шансы получить британскую визу те бумаги, которые доказывают вашу тесную связь с родным домом. Тут сгодится информация о банковских счетах в России, трудовые договоры, расчетные листы по заработной плате, документы на машину или договор на аренду жилья.
Лишним подтверждением того, что в британской визе, несмотря на все документы и заверения, все же могут отказать, стал инцидент с детьми из регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Таким ребятам доктора рекомендуют хотя бы один месяц в году проводить вдали от облученной местности, и для них регулярно организуются благотворительные поездки в британские семьи. Статистика внушительна: через одну только «Линию жизни детей Чернобыля» (CCLL) с 1991 года прошли 46 тыс. человек. Как пишет Independent, в прошлом месяце произошло то, что повергло благотворителей в полное недоумение: только 7 из 17 детей смогли отдохнуть на острове Уайт. Семьям остальных ребят о том, что их путешествие отменяется, сообщили в ночь перед отъездом.
Решения об отказе во въезде принимало Агентство по пограничным и иммиграционным вопросам Великобритании (UK Border Agency, UKBA) при МВД – исходя из «соображений безопасности». Однако благотворители продолжают недоумевать, что могло стать причиной отказа в каждом конкретном случае. Среди тех британцев, кто ждал к себе маленьких гостей из-за рубежа, были приемные родители и директор школы. Все они прошли медосмотр и проверку в Бюро регистрации преступлений при МВД, после чего, казалось бы, в этом ведомстве не должно было остаться к ним вопросов. Сбивает с толку один из эпизодов: два ребенка должны были приехать в одну и ту же семью, и только одному из них не дали визу. Британские семьи рассказали, что чиновники UKBA подвергали их «очень странной» проверке. Они звонили из Москвы, Киева и Минска и просили назвать по памяти, как пишутся имена детей, которые должны были к ним приехать. В некоторых случаях подобных звонков не было, и тем не менее в итоге приходили отказы. Пол Смит из CCLL, который курировал поездки детей на остров Уайт, возмущен происходящим. У UKBA «есть прямой доступ к документам Бюро регистрации преступлений, а эти телефонные звонки бессмысленны, – говорит он. – Эти семьи – герои невидимого фронта, они не требуют денег, чтобы дать шанс этим детям. UKBA поступает вразрез с духом человечности».
Линда Уолкер, исполнительный директор одного из благотворительных проектов для детей, пострадавших от чернобыльской радиации, также не понимает, зачем чиновникам понадобилось ужесточать правила въезда и требовать от сторон какие-то особые подтверждения того, что дети вернутся домой. Как предположил Брайан Беннетт, бывший посол Великобритании в Белоруссии, детям, возможно, было отказано в визах из-за того, что они получают их бесплатно, тогда как обычно за визу нужно выложить 70 фунтов. Власти отрицают эту версию, однако больным ребятам, которых лишили возможности провести месяц в британской семье, совершенно все равно, почему UKBA так обошлось с ними.