В Европе не прекращаются выступления против пенсионной реформы.
Фото Reuters
В среду Европейская комиссия выступила с предложением автоматически повышать пенсионный возраст всякий раз, как увеличивается ожидаемая продолжительность жизни. Брюссель предлагает создать специальный механизм, который позволит перевести вопрос из политической в правовую сферу. Между тем, как утверждают эксперты, без комплексного социально-экономического подхода подобный шаг может привести к росту безработицы и обнищанию населения.
Вопрос об увеличении пенсионного возраста уже не первый год будоражит европейские страны, а теперь его активно обсуждают и в России. Глава Минфина РФ Алексей Кудрин предложил отправлять граждан на заслуженный отдых на пять лет позже. И если для россиян введение этой непопулярной меры – перспектива пока достаточно отдаленная, то в ряде стран Европы она уже воплощена в жизнь. А те государства, которые всерьез готовятся к принятию соответствующих законов, захлестнули протесты. В текущем месяце французские госслужащие, которые не желают уходить на пенсию в 62 года вместо 60, уже успели провести всеобщую забастовку, парализовав, как это часто бывает, работу транспорта и школ по всей стране. Зреет гнев пенсионных и профсоюзных организаций и против правительств Испании и Греции, которые уготовили своим гражданам аналогичную участь.
Евросоюз приветствует повышение пенсионного возраста и вместе с тем хочет вывести национальные власти из-под удара. Вчера Европейская комиссия опубликовала так называемую зеленую книгу – очередной документ, цель которого – начать дискуссию по тому или иному вопросу, стимулировать общественные дебаты и консультации. В данном случае речь шла о пенсиях. Брюссель предложил оригинальный выход из ситуации, когда мировой финансовый кризис значительно облегчил казну стран-членов и выполнять обязательства перед пенсионерами стало затруднительно.
Предложение сводится к тому, чтобы создать общеевропейский правовой механизм, в соответствии с которым пенсионный возраст автоматически, вне зависимости от политического курса конкретного правительства, повышался бы вместе с ростом ожидаемой продолжительности жизни. При этом пенсионный возраст в разных странах мог бы оставаться разным. Как отмечает EUobserver, взгляд Еврокомиссии соответствует пожеланиям государств – членов Евросоюза, которые в мае также высказались за перевод пенсионного вопроса из политической плоскости в правовую.
Сегодня в ЕС на одного человека старше 65 лет приходится четверо трудоспособных граждан. При этом, по прогнозам, к 2060 году кормить того, кому перевалило за 65, придется уже только двоим занятым. И если за последние полвека продолжительность жизни европейцев увеличилась на 5 лет, то к 2060 году ожидается рост еще на 7 лет. Если пенсионный возраст не менять, то люди, которые живут больше и, как следствие, дольше получают пенсию, обрекут государство на сокращение размера выплат каждому конкретному лицу или на дополнительные – и немалые – издержки. И то и другое – игра в одни ворота, но и заставить людей работать дольше – не простая задача. Своим «автоматическим правовым механизмом» Брюссель надеется положить конец горячим дебатам и забастовкам.
Вместе с тем Робин Блэкберн, социолог и историк из университета Эссекса, жестко критикует проект Еврокомиссии, указывая на то, что на рынке труда и без пенсионеров не хватает рабочих мест. Сейчас уровень безработицы в ЕС достаточно высок и продолжает расти. Поэтому, даже если увеличивать пенсионный возраст до бесконечности, без комплексного подхода к социально-экономической ситуации проблемы не решить, уверен эксперт.
По мнению Блэкберна, к долговременным прогнозам нужно относиться с осторожностью. К тому же повышать пенсионный возраст до бесконечности – значит, отказаться от мысли о том, что количество прожитых лет влияет на трудоспособность. А вместе с тем скорость реакции в 60–70 лет снижается, и исполнять обязанности, скажем, машиниста в таком возрасте уже не представляется возможным.
Блэкберн считает, что единственный справедливый шаг в интересах народа – увеличить затраты на пенсионеров. Для этого Европе нужно найти новые источники финансирования. В качестве примера Блэкберн приводит закон о социальном страховании президента США в 1933–1945 годах Франклина Рузвельта, который создал систему пенсий и пособий для стариков, вдов и инвалидов. Социолог предсказывает, что предложенный Еврокомиссией механизм вызовет антибрюссельские настроения у европейских пенсионных и профсоюзных объединений. В то же время рузвельтовский путь добавил бы Евросоюзу политических очков и уважения, заключил аналитик.
По словам доктора политических наук из Центра европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежды Арбатовой, в предложении Еврокомиссии нет ничего нового, так как реформа пенсионной системы в Европе обсуждается уже давно в связи со стремительным старением населения. Катализатором стал мировой экономический кризис, обрушивший на 20–25% стоимость ценных бумаг, в которые пенсионные фонды вкладывали свои средства, и вынудивший государства прибегнуть к режиму строгой экономии.
В беседе с «НГ» эксперт указала на три социальные группы, которые по-разному отнесутся к данным мерам. «Люди, которые имеют хорошее рабочее место и высокую зарплату и не хотят уходить на пенсию, выиграют, – полагает она. – В ряде стран, скажем, в Германии, размер пособия по безработице приблизительно равен величине пенсии. В Великобритании также примерно равны минимальная пенсия и пособие по безработице. Иными словами, для людей, которые не могли претендовать на большие пенсии, мало что изменится. Наконец, люди, рассчитывавшие на значительные пенсионные выплаты и потерявшие свою высокооплачиваемую работу, проиграют».