Большинство самолетов Iran Air не пустят в Европу.
Фото Reuters
Вчера ЕС включил в черный список две трети самолетов иранского авиаперевозчика Iran Air. Этим воздушным судам запрещено летать в Европу по соображениям безопасности. Кроме того, британский нефтяной гигант British Petroleum (BP) может отказаться снабжать топливом иранские авиакомпании. BP, более двух месяцев пытающаяся прекратить утечку нефти в Мексиканском заливе, якобы приняла такое решение в связи с односторонними санкциями США против Ирана.
С прошлой недели аэропорты Великобритании, Германии и ОАЭ отказываются заправлять иранские самолеты, ссылаясь на односторонние санкции США против Ирана. С таким заявлением в понедельник выступил представитель Ассоциации авиакомпаний Ирана Мехди Алияри, уточнив, что данные ограничения коснулись двух авиаперевозчиков – государственной Iran Air и частной Mahan Air. Лондон, Берлин и Абу-Даби тут же опровергли данную информацию, а вскоре и представитель иранского МИДа Рамин Мехманпараст сообщил журналистам, что подобные утверждения «некоторых иранских чиновников» являются «ложными» и представляют собой «психологическую войну против Ирана».
Иранские законодатели успели переполошиться и пригрозить «государствам-нарушителям» симметричными мерами. Экспертов же в данной ситуации поразила абсурдность обвинений Тегерана, пусть и быстро дезавуированных. Как пояснила кандидат экономических наук, заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова, на пассажирские самолеты и их обслуживание санкции не распространяются. «Оснований для отказа в обслуживании нет, если лайнеры пассажирские и в них нет лиц, подпадающих под санкции», – говорит эксперт.
Как предположила собеседница «НГ», абсурдное заявление появилось в результате преднамеренной «утечки» информации, что предоставило ИРИ возможность в очередной раз обвинить западные страны, и в первую очередь США, в том, что они совершают негуманитарные акты. Недаром Алияри подчеркнул: «Все санкции, введенные в отношении Ирана... противоречат международным положениям о гражданской авиации и являются нарушением прав человека».
«ИРИ стремилась взбудоражить иранское общественное мнение, повлиять исключительно на внутриполитическую, а не международную ситуацию, – полагает Мамедова. – Наложенные на Иран санкции вызывают неоднозначную реакцию не только в правящих кругах, но и среди простого населения, потому что какими бы щадящими для него эти санкции ни были, они все равно сказываются на его положении. Поэтому политический курс Ирана вызывает все большее недоумение, в том числе и у простых граждан».
Между тем аналитики Reuters указывают, что отказ в заправке самолета, если таковой имел место, скорее всего был связан с деятельностью отдельных компаний, которые пытаются не подпасть под американские санкции, а не с решениями властей тех или иных стран. Как сообщила вчера немецкоязычная Financial Times Deutschland, один из самых крупных в мире поставщиков авиатоплива – British Petroleum – не возобновил контракт на поставки топлива иранским авиакомпаниям, после того как в конце июня договор с ними истек. Из-за этого один из лайнеров Iran Air якобы был вынужден сесть в Вене, так как в Гамбурге его заправлять отказались. Британская версия того же издания со ссылкой на неназванный источник указывает, что решение BP не заправлять иранские самолеты коснулось двух аэропортов в ОАЭ, но не повлияло на полеты, так как Тегеран переключился на альтернативных поставщиков.
Dow Jones со ссылкой на многочисленные «источники, близкие к данному делу» и вовсе пишет о факсах, якобы разосланных BP своим операторам в некоторых европейских странах с указанием не заправлять иранские лайнеры в связи с новыми, наиболее жесткими за всю историю энергетическими и финансовыми санкциями против Тегерана со стороны американских властей. Напомним, что французский нефтяной гигант Total после ужесточения односторонних санкций США прекратил поставки бензина в Иран, а корейская GS Engineering & Construction Co. разорвала контракт на 1,2 млрд. долл. по разработке крупного газового месторождения в Иране.
По словам Самюэля Чижука, старшего аналитика по энергетике, специалиста по Ближнему Востоку и Северной Африке IHS Global Insight (Лондон), до конца не ясно, как именно компаниям следует трактовать санкции против Ирана, особенно односторонние ограничения, введенные США и Евросоюзом. Если сообщения об отказе в дозаправке соответствуют действительности, то BP предложила собственную, жесткую интерпретацию односторонних американских санкций, считает собеседник «НГ». Компания, возможно, сворачивает бизнес с Ираном, чтобы не вызвать новой политической критики в свой адрес в США, заключил Чижук. Напомним, что имидж BP уже подпорчен в связи с экологической катастрофой в Мексиканском заливе.
Нина Мамедова, в свою очередь, добавила, что если у Ирана действительно возникли проблемы с поставками авиатоплива со стороны BP, то они вполне решаемы, так как ИРИ не испытывает острой нехватки авиатоплива.