Биржи весьма чувствительны к курсу доллара.
Фото Reuters
Накануне саммитов «большой восьмерки» и «двадцатки» подтвердилось, что два их важнейших участника – США и Япония - не могут справиться с проблемой стремительно растущего государственного долга. Это мешает стабилизации мировой финансовой системы. Более того, эксперты не исключают, что Вашингтон в будущем столкнется с той же проблемой, что и в 2009 году, – падением интереса иностранных государств к вложению свободных средств в гособлигации США. Это может потрясти международную финансовую систему.
Саммит «большой восьмерки» (G8) откроется в ближайшую пятницу в канадском городке Хантсвилле, и через два дня участники переедут в более крупный Торонто, где состоится саммит «двадцатки» (G20). Центральные пункты их повесток дня в принципе одни и те же: обеспечение дальнейшего выхода мировой экономики из кризиса, включая укрепление финансовой стабильности. По другим аспектам программы обоих форумов не совпадают: G8 займется вопросами безопасности, включая в первую очередь нераспространение ядерного орудия и борьбу с терроризмом, а G20 – конкретизацией мер по реформированию международной финансовой системы.
Накануне саммитов выявились противоречия в подходах их участников. В то время как США выступают за продолжение усилий по стимулированию экономики, страны Европы, прежде всего Германия и Франция, настаивают на приоритетности мер по стабилизации, включая дальнейшую перестройку международных финансовых институтов. (Как показала встреча в Санкт-Петербурге президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Франции Николя Саркози, Москва больше солидарна с позицией европейцев.)
США намеревались вынести на обсуждение форумов вопрос о том, что Пекин подрывает мировую торговлю, поддерживая искусственно заниженный курс юаня. Однако китайцы смогли избежать критики в свой адрес. Они объявили, что откажутся от жесткой привязки своей валюты к доллару и пойдут на постепенную ревальвацию юаня применительно к корзине иностранных валют.
Умелый тактический ход руководства КНР вновь выводит в центр внимания вопрос о состоянии финансов и валют двух крупнейших экономик мира – американской и японской. В обоих случаях он замыкается на проблеме крупных дефицитов госбюджетов.
Согласно официальным данным, с 2003 года госдолг США рос в среднем на 500 млрд. долл. в год и к 25 мая 2010 года перешагнул порог 13 трлн. долл. Это примерно 83% валового внутреннего продукта страны. Органы Конгресса просчитали, что госдолг будет и далее расти и к 2014 году достигнет 18 350 млрд. долл., или 99,8% ВВП. Однако влиятельные эксперты считают 90-процентный порог критическим – после того как он превышен, кредиторы начинают терять доверие к валюте данной страны.
Показателен анализ, приведенный в докладе под названием «Как опасен долг американского правительства?», опубликованном на этой неделе американским Советом по внешней политике. Его автор известный экономист Фрэнсис Уорнок дает на этот вопрос утвердительный ответ. По его мнению, особой чертой американского государственного долга является тот факт, что держателями облигаций (бонов) Казначейства США в значительной степени являются иностранцы – правительства или частные лица. Так, по состоянию на февраль 2010 года правительство КНР имело на руках 23,4% американского госдолга, а Япония (в основном частные лица) – свыше 20%.
Крупным должником является и японское государство. Его долг составляет 113% ВВП, и дело спасает лишь то, что это больше чем на 90% внутренний долг, причем частично он компенсируется внутренним накоплением.
Как отмечает Уорнок, запредельный рост американского госдолга подрывает доверие к использованию доллара другими странами как способа формирования валютных резервов. По его словам, уже в начале 2009 года наблюдалась утрата другими странами интереса к доллару. Именно к этому времени относится предложение президента Бразилии Инасиу Лулы да Сильвы перейти на другие валюты в торговле, а также прогнозы международных экспертов о скором – к 2015 году – переходе к использованию евро в качестве второй мировой резервной валюты.
Рост интереса кредиторов к евро, отмечает Уорнок, прервался из-за финансового кризиса в Греции, распространился затем на всю еврозону. Но сейчас, считает он, Европа уже миновала худшие времена и движется к восстановлению экономических и финансовых позиций. С окончанием передышки, которую получил доллар, вновь встает вопрос о его здоровье.