Колонны снабжения – легкая добыча для талибов.
Фото Reuters
Американские конгрессмены выяснили, что миллиарды долларов, которые Пентагон тратит на снабжение войск в Афганистане, достаются либо коррупционерам, либо местным полевым командирам и через них движению «Талибан». В результате деньги налогоплательщиков идут на финансирование боевиков, стимулируют взяточничество и подрывают международные усилия по восстановлению Афганистана.
Вчера американским законодателям был представлен доклад главы подкомитета по национальной безопасности и иностранным делам Палаты представителей Конгресса Джона Тирни, в котором рассказывается, как афганские полевые командиры и даже боевики «Талибана» зарабатывают на охране конвоев, доставляющих предметы снабжения дислоцированным в стране войскам США.
Как пишет в своем докладе Тирни, эта система «не только нарушает собственные правила Министерства обороны и нормы, установленные Конгрессом, она также рискует подорвать стратегию США по достижению их целей в Афганистане».
По информации Washington Post, грузы, предназначенные для войск США в Афганистане (включая продовольствие, воду, топливо и боеприпасы), прибывают через Пакистан или Центральную Азию на два распределительных пункта: один вблизи Кабула, другой – под Кандагаром. Затем их отправляют на разбросанные по стране две с лишним сотни американских баз, причем в рамках специальной программы стоимостью более 2 млрд. долл. для этого привлекаются афганские транспортные компании. По замыслу командования, это должно способствовать развитию местного предпринимательства и подъему экономики.
Проблема заключается в том, что для обеспечения безопасности перевозок американское командование нанимает афганские же «охранные» фирмы. Внешне все пристойно, однако, как выяснил конгрессмен, на самом деле главная функция этих компаний заключается в том, чтобы договориться с «субконтракторами» – по сути, полевыми командирами, по территории которых должен пройти конвой. А те уже непосредственно обеспечивают охрану, если надо, разбираются с другими боевиками и дают взятки местным губернаторам, полицейским чинам и военным.
Таким образом, каждую неделю боевики получают по 1,6–2 млн. долл. из кармана американских налогоплательщиков. В зависимости от обстановки и района с каждой машины причитается от 1,5 до 15 тыс. долл. Благодаря этому в Афганистане даже сформировалась прослойка «новых полевых командиров», зарабатывающих как раз на дорожно-охранном бизнесе.
Наиболее влиятельный из «дорожных баронов», известный как «командир Рухулла», контролирует главную транспортную артерию страны – шоссе между Кабулом и Кандагаром. Он располагает личной армией из 600 бойцов. Его нанимателем выступает компания Watan Risk Management, принадлежащая двоюродным братьям президента Афганистана Хамида Карзая, а распределение охранных контрактов контролирует его брат – Ахмед Вали Карзай.
Автор доклада подчеркивает, что отношения полевых командиров типа Рухуллы с «Талибаном» носят характер симбиоза. Боевики и тех и других действуют на одной территории, а талибы получают деньги за то, что беспрепятственно пропускают грузовые конвои. Перестрелки, если и случаются, то из-за размеров платы за проезд.
Возмущение Тирни вызвал тот факт, что американские офицеры, ответственные за организацию снабжения войск, никогда не покидают базы, чтобы проконтролировать функционирование системы доставки грузов и обеспечить соблюдение соответствующих законов и правил. По результатам своего 6-месячного расследования конгрессмен рекомендовал военным срочно создать систему контроля за деятельностью частных охранных компаний.
Ранее госсекретарь Хиллари Клинтон, выступая в Конгрессе, признала, что главным источником доходов для «Талибана» является «плата за защиту», а значительная часть случаев коррупции в Афганистане связана именно с иностранными фондами, поступающими в эту страну.
Между тем подготовленный Тирни доклад, как сообщается, будет передан в распоряжение комиссии во главе с контр-адмиралом Кейтлин Дюссолт, которая уже занимается расследованием случаев коррупции в Афганистане. Она изучит весь процесс выдачи охранных контрактов и определит, какие изменения необходимо внести.