Продолжаются спекуляции вокруг будущего спецпредставителей Евросоюза на Южном Кавказе и в Молдавии – Питера Семнеби и Кальмана Мижея. Срок их полномочий истекает 31 августа, и пока остается неясным, будут ли продлены их мандаты. На этой неделе Семнеби отказался комментировать слухи об упразднении своего поста.
Все началось с письма высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, адресованного главам МИДов стран – членов ЕС. В нем баронесса предложила упразднить посты спецпредставителей ЕС на Южном Кавказе и в Молдавии и передать их функции новому консолидированному дипломатическому органу ЕС – так называемой Европейской службе внешнего действия.
Лиссабонский договор, в соответствии с которым и был создан этот орган, предполагает реорганизацию дипломатической структуры ЕС, в том числе и структуры представительств Евросоюза в странах и регионах. Однако, как утверждается, никто в дипломатических кругах не предполагал, что пересмотр системы будет столь радикален и речь зайдет об упразднении должностей спецпредов.
Как отмечает Радио «Свобода», возможно, предложение Эштон связано с потерей ЕС интереса к данным регионам или попыткой стран-локомотивов – Великобритании, Германии и Франции – воспользоваться интеграцией внешнеполитического аппарата Евросоюза после принятия Лиссабонского договора, чтобы усилить влияние на ЕС. Со ссылкой на официальных лиц в Брюсселе радио сообщает, что Эштон скорее всего предварительно согласовала свои планы с Берлином, Парижем и Лондоном, ничего не сообщив Семнеби и Мижею. Так, «Свобода» предполагает, что в случае упразднения поста, в данный момент занимаемого шведом Семнеби, главной фигурой на Южном Кавказе станет француз Пьер Морель – спецпредставитель ЕС в Центральной Азии и уполномоченный ЕС по урегулированию конфликта в Грузии после войны августа 2008 года.
По словам европейского дипломатического источника «НГ», политический курс ЕС в отношении Южного Кавказа не изменился. Просто по ходу институциональных реформ в Евросоюзе и формирования единой дипломатической службы ЕС разразилась «война» между людьми Хавьера Соланы – предшественника Эштон на посту главы европейской дипломатии – и людьми Кэтрин Эштон. Как уточнил источник, в борьбу вовлечены интересы Еврокомиссии и амбиции государств-членов.
Другой европейский диписточник «НГ» указал, что пока нет никаких конкретных решений и баронесса просто представила вниманию стран – членов ЕС некие предложения. По мнению дипломата, если в итоге и будет упразднена какая-то должность, то главный удар скорее всего придется на пост спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу, чьи полномочия распространяются на три государства – Азербайджан, Армению и Грузию. Он предположил, что внутри единой европейской дипслужбы может быть создана должность директора по Южному Кавказу, и не исключил, что это повлияет на существование поста, ныне занимаемого Семнеби.
Сейчас на южнокавказском пространстве работает три полномочных представительства ЕС – в Баку, Ереване и Тбилиси. При этом пост спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу был создан в то время, когда на Южном Кавказе существовало только одно европейское полномочное представительство – в Тбилиси – и был необходим человек, который бы работал по всем трем государствам. Теперь же ввиду наличия полномочных представительств ЕС во всех трех республиках необходимость в таком человеке отпала. При этом дипломат выразил сомнения в том, что могут быть упразднены должности спецпредставителей ЕС в Молдавии, Центральной Азии, уполномоченного Евросоюза по кризису в Грузии.
Как рассказала в интервью «НГ» директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества Екатерина Кузнецова, недавно было принято решение увеличить едва ли не в два раза число служащих европейского внешнеполитического ведомства. Квота приблизительно на 3 тыс. позиций означает очень серьезное увеличение количества занятых в данной сфере и связана с желанием стран-членов через расширение представительства в ЕС своих национальных дипломатических служб усилить влияние на общеевропейскую политику, отметила эксперт. По ее словам, Эштон стремится сконцентрировать всю полноту принятия решений в рамках вверенного ей консолидированного европейского внешнеполитического ведомства, что не должно вызывать нареканий.
На вопрос о спекуляциях по поводу того, что глава европейской дипломатии якобы согласует свои действия в первую очередь с Берлином, Лондоном и Парижем, эксперт отметила: «Предположения подобного рода содержат намек на то, что Кэтрин Эштон вовлечена в бюрократическую игру с четко выраженным предпочтением одной из сторон. Такую ситуацию можно представить даже в отдельном государстве Евросоюза, но на уровне ЕС это недопустимо». В этой связи Кузнецова выразила большие сомнения в том, что Эштон, которая относительно недавно заняла свой пост, может, представляя Евросоюз, так четко демонстрировать свои предпочтения.