Лидер фламандских сепаратистов Барт де Вейвер считает, что добился решающего успеха.
Фото Reuters
В Бельгии на досрочных парламентских выборах победили фламандские сепаратисты и валлонские социалисты. Теперь двум партиям предстоит сформировать коалиционное правительство, которое должно будет вывести королевство из многолетнего политического кризиса. Задача обещает быть непростой: стороны разделяют не только языковые противоречия, но и диаметрально противоположные экономические программы.
Напомним, что решение о проведении внеочередных выборов было принято после отставки правительства Бельгии, которое зашло в тупик, пытаясь в очередной раз решить проблему административного деления двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилвоорде (BHV). Это уже четвертая смена правительства за три года.
В нидерландоязычной и экономически более развитой Фландрии победу одержал правый «Новый фламандский альянс» во главе с Бартом де Вейвером: представители этой партии займут 27 мест в нижней палате парламента Бельгии (из 150). Такой результат можно назвать триумфом: в предыдущем парламенте у националистов было лишь восемь мест. Во франкоязычной и экономически отсталой Валлонии с большим отрывом победила Социалистическая партия во главе с Элио ди Рупо – она получила 26 мандатов. Партии христианских демократов уходящего премьер-министра Ива Летерма досталось третье место и 17 кресел в законодательном органе.
Националисты из «Нового фламандского альянса» выступают за раздел государства, требуя предоставления фламандскому северу, где проживает 60% из 10-миллионного населения Бельгии, максимальной автономии вплоть до его отделения для самостоятельного вступления в Евросоюз. По мнению де Вейвера, шагом на пути к отделению Фландрии должно стать преобразование Бельгии в конфедеративное государство. Однако целый ряд партий и в первую очередь социалисты из Валлонии выступают против изменения государственного устройства Бельгии – их принципиальность в этом вопросе может стать главным препятствием при формировании коалиции.
В понедельник король Бельгии Альберт II начал консультации по формированию нового правительства, пригласив к себе по очереди обоих победителей. И Барт де Вейвер, и Элио ди Рупо выразили готовность вести переговоры друг с другом, не обостряя ситуацию в стране. Эти заявления тут же вызвали скептические комментарии наблюдателей, которые указывают на очевидные противоречия сторон. Де Вейвер заявил, что ждет «конкретной инициативы» от короля и не желает, чтобы страна снова погружалась в многомесячный правительственный кризис. Для этого де Вейвер готов даже уступить пост премьера, который вот уже 37 лет традиционно занимает фламандец, валлонцу Элио ди Рупо. Взамен де Вейвер требует принятия окончательного решения по избирательному округу Брюссель-Халле-Вилвоорде. Социалистическая партия тут же отвергла такое предложение.
При этом лидер нидерландоязычной Бельгии поспешил успокоить валлонов, заверив, что не желает «раскалывать Бельгию» и отделять Фландрию немедленно. Слова его при этом прозвучали неубедительно. «Я не преследую цель расколоть страну, но разделение будет лишь последствием того, что мы в течение 100 лет наблюдаем в Бельгии и 50 лет – в Европе. Не нужно представлять меня как человека, который держит палец у кнопки и готов в любой момент взорвать Бельгию», – сказал он в интервью La Libre Belgique. «Нам нужна конфедерация, потому что мы прекрасно видим: то, что есть сейчас, не работает. Страна в упадке. Нужно принимать срочные меры, менять политику в вопросах иммиграции, правосудия и экономики. Последние три года никто этим не занимался», – настаивает Барт де Вейвер.
Но намного большее недовольство де Вейвера вызывает экономическая программа валлонских социалистов, которую он прямо назвал «фантастической» и «взятой с потолка». «У них я увидел 7 миллиардов евро бюджетных расходов, тогда как мы хотим только сэкономить 22 миллиарда бюджетных средств», – раскритиковал своих оппонентов новоизбранный лидер Фландрии.
Экономические причины изначально лежали в основе конфликта между индустриально развитой Фландрией и отсталой Валлонией: требующие автономии фламандцы упрекают франкоязычное население в том, что они живут за их счет. Экономика будет блокировать формирование коалиции и на этот раз. Очевидно, что Бельгия примет запланированное на 1 июля председательство в Евросоюзе еще при старом премьере Иве Летерме.