Премьер Венгрии Виктор Орбан озадачил весь мир.
Фото Reuters
Вчера Будапешт пообещал сократить госрасходы, чтобы успокоить инвесторов, отреагировавших на скандальные заявления нового правительства страны о возможности греческого сценария в Венгрии. Одновременно венгерские власти подтвердили свое предвыборное обещание о снижении налогов. Такая неопределенность политики Будапешта вызвала негативную реакцию рынков. Эксперты по-разному объясняют мотивы венгерского правительства.
Фондовые рынки Азии завершили торги понедельника крупным спадом на фоне возросших опасений инвесторов относительно дальнейшей судьбы экономики Европы в связи с долговым кризисом в Венгрии, а также на неблагоприятных данных по рынку труда в США. Об этом сообщило вчера РИА Новости.
Напомним, что в конце минувшей недели Будапешт в течение двух дней пугал инвесторов. В четверг зампред правящей право-центристской партии ФИДЕС Лайош Коза предупредил, что в Венгрии может разразиться кризис с задолженностью, подобный греческому. Коза спрогнозировал, что бюджетный дефицит, возможно, достигнет 7,5% ВВП. Между тем, по данным Еврокомиссии, этот показатель не превысит 4,1% ВВП в этом году. В среднем по ЕС бюджетный дефицит составляет 7,2% ВВП, в Греции он прогнозируется на уровне 9,3%.
В пятницу официальный представитель премьер-министра Венгрии Виктора Орбана Петер Сийарто заявил, что разговоры о возможности дефолта не преувеличение. В свою очередь, Михай Варга, госсекретарь правительства, приступившего к выполнению обязанностей 29 мая, подчеркнул, что прежний социалистический кабинет исказил бюджетные данные «на порядки». Эти заявления уронили курс форинта к евро, акции венгерских компаний упали в среднем более чем на 3%, а евро опустился до отметки четырехлетнего минимума.
В последние три дня кабинет премьера Венгрии Виктора Орбана пытался успокоить всполошившихся инвесторов. Так, вчера министр экономики страны пообещал, что правительство не превысит согласованную с МВФ и Евросоюзом планку бюджетного дефицита в 3,8% ВВП. Одновременно власти планируют сократить подоходный налог для семей. Восполнить недостаток поступлений в казну, как сообщается, может введение банковского налога (с кредитных учреждений якобы хотят потребовать треть выручки), а также направление в бюджет средств частных пенсионных фондов. Об этом сообщает Reuters.
Как заявил «НГ» депутат венгерского парламента с 1990 по 2010 год Матиас Ерши, ФИДЕС слишком долго находился в оппозиции. «Они так и не осознали, что победили на выборах и что их больше не воспринимают как оппозиционную политическую партию. Когда они стали критиковать уже бывшее правительство, мировое сообщество все восприняло всерьез. ФИДЕС хотел, чтобы только венгры поверили, что страна близка к финансовому коллапсу, но в это начал верить весь мир. Результат известен: падение венгерской фондовой биржи, форинт потерял в цене и, конечно, это серьезно отразилось на евро, поскольку многие стали думать, что Евросоюзу придется спасать Венгрию», – сказал Ерши. Отметим, что Венгрия не является страной еврозоны. По мнению нашего собеседника, заявления о серьезном финансовом положении страны стали частью политической игры, что продемонстрировало отсутствие у ФИДЕС должной ответственности.
Тем временем известный американский экономист Нуриэль Рубини предположил, что венгерские чиновники своими преувеличенными заявлениями готовят избирателей к новым мерам по экономии. К ужесточению финансовой дисциплины страну, получившую в 2008 году 20-миллиардный кредит в евро от МВФ и ЕС, призвал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Наблюдатели не исключают, что кабинет Орбана, который утверждал, что приоритетом для него является экономический рост, а не сокращение бюджетного дефицита, попытался таким образом добиться понижения курса форинта, что способствовало бы увеличению конкурентоспособности венгерского экспорта. Большинство экономистов считают, что Венгрия со своим уровнем госдолга около 80% ВВП (у Афин прогнозируется 133% ВВП) гораздо сильнее Греции. Однако на рынках по-прежнему неспокойно. Как заявил аналитик Moody Дитмар Хорнунг, неопределенность грозит подточить кредитоспособность Венгрии. Между тем президент Оксфордского института экономической политики Доменико Ломбарди, которого цитирует Bloomberg, предупреждает: «Рынки следят за любым проявлением слабости, чтобы утвердиться в своих сомнениях относительно институциональной силы Европы».