Вчера северокорейский парламент утвердил назначение Цой Ен Лима новым премьер-министром страны. Он сменит Ким Ён Ира, уход которого в отставку пока публично никак не объяснен. Цой Ён Лим является первым секретарем Пхеньянского горкома ТПК. Кроме того, зять (муж сестры) Ким Чен Ира Чан Сон Тхэк стал заместителем главы Государственного комитета обороны КНДР. Тем временем Южная Корея обратилась в Совет Безопасности ООН с жалобой на Северную Корею в связи с потоплением в конце марта корвета «Чхонан», а шеф Пентагона Роберт Гейтс пригрозил Пхеньяну «дополнительными санкциями».
Открывшаяся в Пхеньяне сессия Верховного народного собрания (парламента) проходит на фоне международного кризиса, связанного с потоплением южнокорейского корабля, однако пока она занималась лишь кадровым вопросом.
По предложению участвующего в работе парламента северокорейского лидера Ким Чен Ира (его официальные титулы: генсек Трудовой партии Кореи и председатель Госкомитета обороны) сессия утвердила нового главу правительства. Им стал Цой Ен Лим, являющийся, по сообщениям южнокорейских СМИ, первым секретарем пхеньянского горкома Трудовой партии Кореи. Заместителем главы Госкомитета обороны КНДР стал зять Ким Чен Ира – Чан Сон Тхэк. Произведены также назначения нескольких членов правительства, в том числе трех новых замов премьера. По оценке экспертов, это крупнейшие кадровые перестановки в стране за последние годы.
Тем временем другая сторона конфликта на Корейском полуострове – Республика Корея направила жалобу в СБ ООН по поводу потопления северокорейской подводной лодкой южнокорейского корвета «Чхонан». Сеул обвиняет Пхеньян в «агрессивных действиях» и просит принять меры.
Примечательно допущенное Южной Кореей промедление с обращением в ООН. В СМИ его толкуют как следствие нарушения первоначальных планов Сеула. Первоначально там рассчитывали на решительное осуждение Северной Кореи всеми постоянными членами Совета Безопасности. Это создало бы условия для принятия резолюции о новых санкциях в отношении Пхеньяна. Однако представленный международной комиссией экспертов доклад вызвал неоднозначные отклики. Прежде всего весьма осторожно повел себя Пекин, имеющий тесные отношения с Пхеньяном. Руководство КНР призвало стороны конфликта проявлять сдержанность и не поддержало обвинений в адрес Пхеньяна. В Сеуле побывали четыре эксперта РФ по подводным лодкам и минно-торпедному делу. Известно, что они вчера возвратились в Москву, но пока заявлений не сделали.
Непредвиденным образом прореагировало на кризис и южнокорейское общество. Угроза новой корейской войны, которую многие увидели в обмене двух корейских государств жесткими заявлениями, вызвала тревогу. В итоге правящая Партия Великой страны президента Южной Кореи Ли Мён Бака уступила оппозиции на муниципальных выборах. Руководству Республики Корея пришлось пойти на смягчение риторики. Об этом говорят высказывания находившегося в конце недели в Сингапуре Ли Мён Бака. Он сказал, что не видит «возможности войны» на Корейском полуострове. Показательно, что в письме в СБ ООН южнокорейские власти не уточняли, каких действий ожидают от международной организации – заявления председателя СБ или новой резолюции и каким должен быть ее текст.
В то же время линию на принятие санкций поддержал министр обороны США Роберт Гейтс, принимавший участие в проходившей в Сингапуре международной конференции по безопасности в Азии. Однако и он высказался достаточно неопределенно. По словам Гейтса, США могут принять в будущем «дополнительные санкции» в отношении Пхеньяна. А пока Вашингтон и Сеул решили отнести на более поздний срок совместные учения по противолодочной борьбе, которые были намечены ранее. Гейтс пояснил, что решение об их проведении будет принято с учетом дискуссии в СБ. Когда журналисты поинтересовались, какую форму примут возможные дополнительные санкции, Гейтс предложил им самим попытаться угадать. Как предполагают эксперты и СМИ, очевидно, имеется в виду продолжение тех торговых и финансовых ограничений в отношении КНДР, которые были введены Вашингтоном ранее. Однако здесь мало на что можно рассчитывать, поскольку торгово-экономические связи КНДР с внешним миром уже в значительной степени прекращены, а сама страна числится среди беднейших государств мира. «Это все равно что пытаться выжать лимонный сок из грецкого ореха», – назвала американская газета Christian Science monitor попытки ущемить Северную Корею еще сильнее.