Хамиду Карзаю разрешено договариваться с боевиками, но не их главарями.
Фото Reuters
Консультативная джирга мира – собрание 1600 старейшин, а также представителей правительства Афганистана – пройдет в Кабуле со 2 по 4 июня. По оценке Вашингтона, созыв джирги – «критический момент в истории страны». Президент Хамид Карзай пригласил к участию все противоборствующие стороны.
О своих планах организовать собрание афганских старейшин Карзай объявил семь месяцев назад. Джирга должна была укрепить легитимность президента. Сейчас от нее ожидают большего. Как отмечает Los Angeles Times, форум «призван проложить курс для будущего политического взаимодействия с талибами».
В интервью «НГ» завсектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун заявил, что джирга мира – это очередной шаг к национальному примирению. Аналогичные мероприятия организовывались и в прошлом, но они не продемонстрировали готовности оппозиции включиться в переговорный процесс. Карзай официально пригласил все противоборствующие стороны на джиргу. Однако, по мнению экспертов, это формальность. В Кабуле не ждут ни лидеров талибов, ни главного соперника Карзая на минувших президентских выборах – доктора Абдулу.
Впрочем, за истекший с момента последней джирги двухлетний период произошло немало полуподпольных контактов между афганскими властями и силами, противодействующими официальному Кабулу и западным войскам. К этим оппозиционным силам относятся не только талибы, но и группировка бывшего премьера Афганистана Гульбеддина Хекматияра, а также группировка полевого командира Джелалуддина Хаккани. Обе в свое время воевали против советских войск в Афганистане. Считается, что эти силы связаны с «Аль-Каидой», а также пакистанским истеблишментом. Тем не менее они ищут себе место в переговорном процессе. Так, Хекматияр ранее направил в Кабул делегатов со своими требованиями. Хотя многие из них являются неприемлемыми, они все-таки рассматриваются центральным правительством. Между тем, по словам собеседника «НГ», часть противников Карзая уже несколько смягчили свои требования: вместо немедленного вывода натовского контингента они готовы удовлетвориться получением графика такого ухода.
Специалисты отмечают, что не ждут от джирги начала прямых переговоров о примирении. Однако собрание могло бы прояснить ряд важных вопросов, например, со статусом переговорщиков. Ведь в них наряду с афганским правительством стремится участвовать как Запад, так и выпестовавший талибов Пакистан. Интересно также, как отреагируют на форум талибы и другие противники Карзая. Вероятно, на обращение к ним джирги сложить оружие, поддержать Конституцию страны и ее президента и включиться в политический процесс лидеры боевиков вряд ли ответят дружными аплодисментами. Однако разная степень негативности реакции оппонентов властей, вероятно, позволила бы внести необходимые коррективы в стратегию их разобщения и поиска приемлемых групп для ведения переговоров с ними.
По словам Брюса Ридела, эксперта по Афганистану в Брукингском институте, которого цитирует Reuters, в преддверии джирги США вели тонкую игру: Вашингтон дал Карзаю зеленый свет на налаживание мирного процесса, но обозначил, что существенных инициатив не должно последовать до того, как американские войска добьются перелома в боях в Кандагаре. Вероятно, американцы хотят максимально ослабить позиции талибов перед будущими переговорами. США благословили усилия Карзая по реинтеграции в мирную жизнь боевиков «Талибана», но пока, видимо, не хотят, чтобы он договаривался с лидерами повстанцев.