Сочинская Олимпиада может стать инструментом давления на Россию.
Фото Игоря Чернова (PhotoXPress.ru)
В Европе и США звучат призывы к активизации политики в Закавказье. Вчера известный американский эксперт и экс-посол США в НАТО Курт Волкер заявил, что Олимпиада-2014 в Сочи должна стать «катализатором для урегулирования застарелых конфликтов» в регионе. Он предлагает партнерам согласовать позиции на саммите НАТО и встрече в верхах США–ЕС в этом году. Тем временем депутаты Европарламента требуют, чтобы Евросоюз разработал комплексную региональную стратегию на Южном Кавказе.
В своей статье для Washington Post Курт Волкер – посол США в НАТО в 2008–2009 годах, управляющий директор Центра трансатлантических отношений при Университете Джонса Хопкинса, напоминает, что Олимпиада-2014 пройдет в нескольких километрах от Абхазии.
Он полагает, что как можно скорее надо начинать готовиться к ней. Призыв обращен не к спортсменам, а к дипломатам. «Некоторые предлагают США и Европе бойкотировать сочинские Игры, как московские в 1980 году. А присутствие на Олимпиаде-2014 в нынешних обстоятельствах сделает нас соучастниками утверждения практики силового изменения европейских границ Россией, даже если мы принципиально не приемлем эти изменения», – пишет Волкер.
Его, в частности, беспокоит, что в 2014 году президенты Абхазии и Южной Осетии приедут на олимпийские церемонии и будут участвовать в них вместе с европейскими и американскими лидерами. Поэтому Волкер предлагает Европе и США пойти третьим путем. По его мнению, ОИ-2014 «могли бы стать катализатором урегулирования долгосрочных конфликтов». Для этого Волкер предлагает сделать четыре шага.
Во-первых, дипломатам необходимо уже сейчас начать готовить почву для того, чтобы на осенних саммитах НАТО и ЕС–США партнеры могли договориться о формальной политике непризнания Абхазии и Южной Осетии. Американец выдвинул следующие элементы такой политики: «непризнание государственности; отказ признавать подорожные документы, выданные двумя территориями; неосуществление официальных визитов в эти районы, за исключением случаев, когда въезд производится с грузинской территории; отказ от инвестиций и торговли с компаниями, расположенными на территориях». И, наконец, отказ в выдаче виз чиновникам абхазского и югоосетинского правительств, кроме тех случаев, когда выполняются условия, которые поставят Европа и США.
Во-вторых, Волкер призывает дать новый импульс международным женевским консультациям по Абхазии и Южной Осетии. Причем Россия должна «нажать на кнопку перезагрузки», считает американец. В-третьих, необходимо активизировать усилия по урегулированию нагорнокарабахского конфликта.
Наконец, в-четвертых, Волкер настаивает на том, чтобы ОБСЕ, ЕС и США выделили гораздо большие ресурсы на укрепление демократических институтов, поддержку НПО, наблюдение в зонах конфликта, борьбу с коррупцией и выстраивание торговых и инвестиционных отношений на Кавказе.
Тем временем к активизации усилий в регионе призывает и Европарламент. В резолюции, принятой депутатами в минувший четверг, говорится, что хотя Армения, Азербайджан и Грузия являются партнерами Политики соседства ЕС с 2004 года, комплексная региональная стратегия по этим странам по-прежнему отсутствует. Депутаты хотят, чтобы стратегия ЕС была сосредоточена на трех областях: разрешении конфликтов; содействии демократии, правам человека и верховенству закона; экономическом сотрудничестве и социальном развитии.
Впрочем, у США и Европы есть расхождения в подходах к региону, которые им придется устранять. По словам члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, можно выделить два подхода к Абхазии и Южной Осетии на Западе. Первый отражает взгляды, изложенные Волкером, а именно предполагает не только непризнание республик, но и отказ от взаимодействия с ними. Такую позицию разделяют некоторые как в США, так и в Европе. Второй подход исключает признание независимости Абхазии и Южной Осетии, однако призывает учитывать реалии. Реальность же такова, что возвращения республик в состав Грузии не будет, поэтому с ними необходимо выстраивать неофициальные отношения. Во всяком случае с Абхазией. Европейцы и турки уже этим занимаются, сказал Алексей Малашенко.
Кстати, недавно газета Georgian Times опубликовала заметку журналиста турецкого издания Today's Zaman Махира Зейналова, в которой тот пишет: «Хорошие экономические отношения Турции с Абхазией позволят повысить уровень управления и благосостояния в Абхазии и одновременно дадут Турции рычаг, чтобы заставить небольшой самопровозглашенный район реинтегрироваться в состав Грузии».
Однако Алексей Малашенко приходит к иному выводу. По его мнению, если нынешний подход ЕС к региону сохранится, в Европе со временем могут начать воспринимать Абхазию как новое, негрузинское образование.
В отношении Южной Осетии, которую некоторые воспринимают как квазироссийскую территорию, у Запада нет особых стимулов стремиться к такому неофициальному сближению, дал понять эксперт. Таким образом, в Европе и США, похоже, нет единства взглядов относительно дальнейшей политики на закавказском направлении.
Эксперты и европейские дипломаты, с которыми общался корреспондент «НГ», пока считают маловероятным резкий рост активности США на Южном Кавказе. Для администрации президента Барака Обамы в условиях подготовки к трудным ноябрьским выборам губернаторов и в Конгресс приоритетное значение имеют скорее внутренние экономические вопросы, проведение реформы здравоохранения, снижение протестных настроений американского электората┘
Европейские дипломаты отмечают, что ЕС уже и так немало делает в регионе. Так, проводится европейская Политика соседства, развивается Восточное партнерство ЕС, в которое вовлечены помимо прочих Тбилиси, Баку и Ереван. Что касается урегулирования кризиса вокруг Абхазии и Южной Осетии, то, по словам дипломата, ЕС делает акцент на женевские консультации. Иными словами, приоритет отдается решению гуманитарных проблем и недопущению инцидентов. Европейский дипломатический источник «НГ» подчеркнул, что ЕС действительно выступает за развитие взаимодействия с абхазами и югоосетинами, однако позиция непризнания их независимости остается неизменной. В Европе считают возможным развивать торговые и инвестиционные отношения с компаниями, расположенными в Абхазии и Южной Осетии, но при обязательном согласии на такую деятельность со стороны Тбилиси. Государственная стратегия правительства Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, как известно, допускает такой вариант.