Южнокорейские военные усилили охрану демилитаризованной зоны.
Фото Reuters
Президент республики Ли Мён Бак объявил вчера о запрете на торговые отношения с КНДР, прекращении оказания гуманитарной помощи и введении запрета на использование северокорейскими торговыми судами вод, контролируемых Сеулом. Эти меры приняты в ответ на потопление корвета «Чхонан», произошедшее два месяца назад. Действия Южной Кореи уже поддержали США, которые пытаются убедить Китай принять меры давления на Пхеньян.
«Сограждане, мы всегда терпеливо сносили агрессивность Северной Кореи, снова и снова. Мы поступали так, потому что всегда искренне стремились к миру на Корейском полуострове, но теперь все по-другому. Северная Корея заплатит за свои провокационные действия», – заявил президент Южной Кореи Ли Мён Бак по национальному телевидению. Однако он исключил применение военной силы в отношении КНДР.
Власти Южной Кореи ввели запрет на торговлю, инвестиции и поездки в КНДР. Американские СМИ сообщают, что торгово-экономическое сотрудничество с Южной Кореей ежегодно приносит КНДР примерно 280 млн. долл. Сеул также планирует сократить число специалистов, работающих в совместной промышленной зоне Кэсон. Прекращено оказание гуманитарной помощи. Исключение будет сделано лишь для помощи, предназначенной для детей.
Южнокорейский лидер добавил, что северокорейские торговые суда более не смогут входить в территориальные воды Южной Кореи. Он подчеркнул, что Сеул не стремится к вооруженному противостоянию с северным соседом, а лишь хочет защитить свои корабли от подобных инцидентов в будущем. Ли Мён Бак также подтвердил намерение передать дело о потоплении корвета «Чхонан» на рассмотрение в Совбез ООН.
Напомним, «Чхонан» затонул 26 марта в Желтом море, при этом погибли 46 моряков. Международная группа следователей пришла к выводу, что южнокорейский корабль был потоплен торпедой северокорейского производства. Однако КНДР отрицает свою причастность к инциденту и угрожает «сильным ударом», если Южная Корея попытается напасть на Север.
Тем временем президент США Барак Обама «в ответ на устроенную КНДР провокацию и пренебрежение международным правом» отдал распоряжение пересмотреть политику в отношении Пхеньяна. Официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс отметил, что президент Обама полностью поддерживает позицию руководства Южной Кореи. «Меры, о которых объявило сегодня правительство Республики Корея, необходимы и полностью адекватны. Республика Корея может и далее рассчитывать на полную поддержку США», – указывается в документе.
«Мы поддерживаем требование президента Ли Мён Бака, чтобы Северная Корея немедленно принесла извинения и наказала ответственных за эту атаку, а главное, прекратила агрессивное и пугающее поведение», – подчеркнул официальный представитель Белого дома.
Несмотря на прозвучавшие призывы вновь включить КНДР в список стран – спонсоров международного терроризма, Вашингтон пока не намерен предпринимать этот шаг. По мнению чиновников Госдепартамента, такое возможно только в том случае, если будет доказана причастность Пхеньяна к конкретным актам террора.
США пытаются оказать давление на главного спонсора Пхеньяна – Китай, чтобы побудить его оказать давление на Северную Корею. По словам госсекретаря Хиллари Клинтон, которая находится сейчас с визитом в КНР, потопление «Чхонана» сделало ситуацию в регионе чрезвычайно взрывоопасной, и соседние страны должны осознать необходимость сдерживания Пхеньяна. «Мы хотим, чтобы они предприняли такие шаги на международной арене, которые подчеркнули бы серьезность возникшей проблемы», – заявил New York Times высокопоставленный чиновник американской администрации.
Китай поддержал ужесточение санкций в отношении КНДР, после того как северокорейцы провели второе ядерное испытание, однако в нынешних обстоятельствах власти Поднебесной пока не выказывают готовности наказать Пхеньян за потопление «Чхонана».
Как указывают наблюдатели, Пекин выжидал почти месяц, прежде чем выразить свои соболезнования в связи с гибелью «Чхонана». Кроме того, в мае северокорейский лидер Ким Чен Ир лично побывал в Китае, где добивался экономической помощи. Все это вызывает серьезное недовольство в Южной Корее. Аналитики отмечают, что инцидент с «Чхонаном» может привести к противостоянию между США, Южной Кореей и Японией, с одной стороны, и Китаем и КНДР – с другой.
По мнению эксперта International Crisis Group Дэниэла Пинкстона, для Южной Кореи нет смысла отвечать на провокацию КНДР военными средствами, так как в этом случае издержки будут неприемлемо высоки: «Даже угроза применения силы негативно сказывается на рынках, и, несмотря на общественное возмущение, большинство южнокорейцев не хотят нести издержки от эскалации напряженности или идти на риск полномасштабной войны».
Пинкстон отметил, что обращение в СБ ООН также не даст большого эффекта, поскольку против КНДР уже действуют санкции и ужесточить их будет достаточно сложно. Однако такой шаг напомнит заинтересованным сторонам, прежде всего Китаю, об их обязательствах в соответствии с уже принятыми резолюциями Совбеза. Речь, в частности, идет о запрете на импорт в КНДР предметов роскоши, которые используются режимом для поощрения его сторонников.
По словам аналитика, Пхеньян может ответить на запрет использования морских путей, закрыв свое воздушное пространство для южнокорейских авиакомпаний, что приведет к повышению расхода топлива и увеличению продолжительности полета. Он также предупредил, что в случае закрытия промышленной зоны в Кэсоне, где заняты около 40 тыс. северокорейцев, КНДР может закрыть границу и фактически превратить находящихся там южнокорейских специалистов в пленников.