Ник Клег увлек британцев своими идеями.
Фото Reuters
Первая после выборов сессия парламента Великобритании проходит под громогласные обещания провести крупнейшую почти за два века перестройку британской избирательной системы. Лидеры правящей коалиции сулят подданным королевы «великое общество» и перетряску демократических структур в стране.
Сессия парламента, избранного 6 мая, отмечена рекордной явкой депутатов. В первый день в проходах зала заседаний палаты общин стояло свыше 340 человек – он ведь вообще не рассчитан на присутствие всех обладателей депутатских мандатов. Но сейчас все хотят выслушать программные выступления лидеров. Кроме того, депутаты должны в эти дни пройти процедуру присяги на верность королеве.
В зале заметные перемены. Депутаты от Лейбористской партии переместились в левую от спикера часть зала, которая предназначена для оппозиции. Справа находятся депутаты партий коалиции – Консервативной и Либерально-демократической. При этом в первом ряду – члены правительства, среди них премьер-министр Дэвид Кэмерон и рядом с ним – вице-премьер, лидер либеральных демократов Ник Клег и министр иностранных дел Уильям Хейг.
Первый день был днем главы правительства. Кэмерон выступил с речью, в которой он пообещал превратить Великобританию в «великое общество». Для этого планируется «приблизить власть к народу», прежде всего спустить целый ряд властных полномочий от правительства на местный уровень. Кроме того, планируется реализовать предусмотренную коалиционным соглашением реформу избирательной системы. В свете громкого скандала с необоснованными тратами казенных денег парламентариями предусматривается ввести процедуру отзыва законодателей избирателями.
На базе первого дня сессии британские СМИ заявили, что Клегу в новом правительстве отведена роль «молчуна», однако в среду это суждение было опровергнуто самим лидером либеральных демократов. Клег выступил с речью, основанной на предвыборных лозунгах его партии. Он пообещал, в частности, произвести «великую перетряску» системы британской демократии, самую крупную со времени принятия закона о реформе выборной системы 1832 года. Тогда, свыше полутора веков назад, была перекроена карта избирательных округов, что позволило избавиться от тех из них, что практически не имеют населения. В итоге парламент стал более представительным органом.
На будущий год запланировано проведение в Великобритании референдума об изменении системы голосования. Ныне действующую мажоритарную избирательную систему улучшат, дополнив требованием внесения в бюллетени «альтернативных предпочтений». Их будут учитывать тогда, когда ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов и надо будет решить, кто из них все же пользуется наибольшей популярностью.
Кроме того, Клег высказал ряд предложений ограничить вмешательство правительства в частную жизнь. Он против введения обязательных удостоверений личности, широкого использования камер видеонаблюдения и других подобных мер. Все это либерал-демократы обещали в ходе выборов.
Насколько широкой поддержкой со стороны населения пользуются лозунги британской перестройки? Отвечая на этот вопрос, один из ведущих российских специалистов по Великобритании заместитель директора Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что проведение реформы избирательной системы занимает центральное место в коалиционном соглашении консерваторов и либерал-демократов. В то же время эта тема способна внести похолодание в отношения между двумя партиями. Дело в том, что либерал-демократы заинтересованы в более глубокой перестройке системы выборов. Ныне она имеет 50 депутатов парламента, а по новой системе может получить 70 мест. В случае же введения пропорциональной системы избрания депутатов либерал-демократы имели бы даже 200 мест. Эта арифметика будет побуждать их бороться за широкую перестройку избирательной системы. Однако консерваторов устраивает и нынешняя. Поэтому они вряд ли обеспечат решительную поддержку реформы.
По словам эксперта, планы коалиции касаются также Палаты лордов. Предполагается ввести выборность членов этой высшей палаты парламента, выведя из ее состава потомственных пэров. В целом, считает Громыко, реализация реформы – проведение референдума и принятие соответствующего закона – займет значительное время в работе высших органов власти Великобритании.