Вице-премьер правительства России Сергей Иванов объявил, что морской спецназ, освободивший танкер «Московский университет», отправил сомалийских пиратов не в открытое море, а в сторону находившегося поблизости судна-матки. Между тем известный комментатор по вопросам пиратства Михаил Войтенко сообщил «НГ» о том, что бандиты, похитившие у берегов Камеруна двух россиян с сухогруза North Spirit, в том числе и капитана судна, в тот же день взяли в заложники еще одного капитана – командира рефрижератора Argo.
Остается неясной судьба двух россиян – капитана судна North Spirit Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика, которых в воскресенье в камерунском порту (запад Африки) похитили неизвестные бандиты. Перед этим пираты разграбили North Spirit, на борту которого находились десять российских и шесть украинских матросов. Примечательно, что Игорь Шумик в августе 2009 года уже побывал в плену на захваченном в балтийских водах сухогрузе Arctic Sea.
Специально для «НГ» ситуацию прокомментировал главный редактор «Морского бюллетеня», автор многочисленных публикаций по пиратству Михаил Войтенко. По его словам, речь, возможно, идет о коммерческих разборках, свойственных африканским странам и совершенно не схожих с феноменом сомалийского пиратства (захват судов с целью выкупа). «В водах Западной Африки царят полнейший беспредел и бандитизм, – рассказал он. – Но вообще-то случай из ряда вон выходящий: с двух судов похитили двух капитанов. Дело в том, что в том же порту Дуала за час до или через час после нападения на North Spirit было совершено нападение на другое судно – литовский рефрижератор Argo. С него был похищен капитан Дмитрий Баширов – судя по фамилии, русский. Argo принадлежит литовской компании Limarko. У владельца судна North Spirit, греческой Balthellas Chartering S.A., также прослеживается «литовская связь»: около трех из восьми судов компании имеют литовские названия. Все это заставляет подозревать, что это не простые бандиты».
Между тем Сергей Иванов, находящийся с визитом в США, дал комментарий в связи с многочисленными обвинениями, предъявлявшимися СМИ Министерству обороны РФ и команде большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», вызволившей танкер «Московского университета» из сомалийского плена. Пиратов «отпустили, отобрав предварительно оружие и средства навигации, – рассказал он. – Многие потом говорили, что, дескать, без средств навигации люди в открытом океане погибнут. Но это не так. Пираты показали нам на горизонте судно и сказали, что это их судно-матка. Ну и все. Гуд-бай, то есть «до свидания».
Как пояснил «НГ» Михаил Войтенко, эта версия звучала изначально, а Иванов просто еще раз повторил ее. «Своим ошибкам они пытаются придать более или менее приличный вид. История с «Московским университетом» один к одному похожа на ситуацию с лесовозом Arctic Sea с точки зрения объяснений и версий властей, их смешных заявлений, не выдерживающих никакой критики», – заявил журналист.
В то же время, как передает BBC, британский фрегат Chatham уничтожил два пиратских бота в районе Восточной Африки и захватил десять сомалийцев. Последние были оставлены на судне-матке, снабженном большим количеством топлива. Командир фрегата Chatham капитан 3 ранга Саймон Хантингтон выразил удовлетворение в связи с тем, что операция позволила предотвратить нападение пиратской группы на торговые суда.
Ранее стало известно о том, что власти Джибути готовы предоставить свой порт для кораблей ВМФ России, ведущих борьбу с пиратством. Именно в порту Джибути для пополнения запасов воды и кратковременного отдыха личного состава после операции по освобождению «Московского университета» побывал БПК «Маршал Шапошников». Вчера корабль начал проводку международного конвоя через Аденский залив.
Однако, несмотря на все меры, которые предпринимаются международным сообществом по борьбе с пиратством, ситуация в Аденском заливе остается тяжелой. По мнению Войтенко, это связано с тем, что применяющиеся сегодня методы борьбы – «наиболее затратные, но наименее эффективные» из всех возможных. Журналист рассказал: «На прошлой неделе состоялось совещание командных чинов военных сил, задействованных в Аденском заливе. На нем было высказано мнение, что даже такой шаг, как создание единого командования данными силами, повысил бы эффективность их действий где-то в три раза». Войтенко добавил, что «самый эффективный способ обеспечить безопасность практически всех судов, проходящих Аденским заливом, – снабдить их вооруженной охраной, создав международный воинский контингент». «Это было бы несопоставимо дешевле, чем держать эскадру, и стопроцентно эффективно», – заключил журналист.