Останется ли в образовательных учреждениях Германии христианская символика?
Фото Reuters
В Германии разгорается очередной религиозный скандал с политическим подтекстом. Представительница партии Христианско-демократический союз (ХДС) Айгюль Озкан (Aygul Ozkan), ставшая в начале прошлой недели министром по социальному обеспечению и интеграции в земле Нижняя Саксония (что само по себе сенсация – это первый министр турецкого происхождения в Германии), в интервью журналу Focus предложила убрать из государственных школ распятия. «Школы являются нейтральным местом, и поэтому нет смысла тащить туда религиозные символы», – считает она. Озкан сразу же стала как объектом яростной критики однопартийцев, прямо предложивших ей задуматься о членстве в партии, так и объектом угроз со стороны правых радикалов. Полиция уже предоставила ей постоянную охрану.
Озкан трудно заподозрить в том, что в последнее время модно именовать христианофобией. В том же интервью Focus она выступила и против ношения в школах хиджаба. В «средневековой узости взглядов» ее тоже сложно обвинить – родившаяся в 1971 году в Гамбурге, Айгюль Озкан представляет едва ли не наиболее наглядный пример успешной интеграции турок в немецкое общество. В 1990 году поступает в университет Гамбурга на юрический факультет, после его окончания чередует работу по специальности в земельном суде Гамбурга с ответственными должностями в крупных компаниях, например, менеджера по регулированию в «Дойче телеком» в 1999–2004 годах. Затем успешная карьера в ХДС: вступив туда в 2004 году, в 2008-м Озкан уже становится депутатом партии в земельном парламенте.
Но подобный успешный пример интеграции для представителей турецкой общины в Германии, насчитывающей, по разным данным, от 3 до 4 млн. человек, – редкость. Исследование, проведенное в середине апреля этого года по заказу федерального правительства страны, в очередной раз показало, что турки хуже других меньшинств интегрируются в немецкое общество. Каждый четвертый живущий в Германии турок практически не знает немецкого языка или не использует его в быту, каждый второй почти не общается с немцами, среди которых он живет. Половина живущих в Германии турок сохраняют турецкое гражданство. Отказ от интеграции начинается уже с детства – турки крайне неохотно отдают детей в государственные детские сады и школы, предпочитая воспитывать их дома. Процент получивших высшее образование у них самый низкий в стране.
На прошедшей в конце марта в Анкаре встрече с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом канцлер Германии Ангела Меркель согласилась на создание в Германии турецких школ. Против этого решения сразу же выступили немецкие политики турецкого происхождения, в том числе бывший депутат Бундестага от социал-демократов Лале Акгюн (Lale Akgun) и член земельного президиума Христианско-демократического союза в земле Северный Рейн-Вестфалия Бюлент Арслан (Buelent Arslan). По их мнению, это тупик в интеграции турок: «Нам нужно больше успевающих турецких учеников в немецких школах, а не турецкие школы». Против «закрытости» турецкой общины и нежелания турок интегрироваться в немецкое общество не раз выступала и Айгюль Озкан. Не случайно ее первым решением на посту министра стал призыв к туркам отдавать детей в государственные детские сады. Она обещает сделать дошкольные учреждения Нижней Саксонии более привлекательными для мусульман – интеграция всегда начинается с самого детства. При этом она выступила против демонстрации в школах религиозных символов. Именно в ключе успешной интеграции религиозных и национальных меньшинств в современном обществе и стоит рассматривать ее инициативу.