Медведев и Киршнер в президентском дворце.
Фото Reuters
По итогам первого в истории двусторонних отношений официального визита главы российского государства в Аргентину подписано более десяти документов об экономическом взаимодействии. Как заявил президент России Дмитрий Медведев, речь идет о миллиардных инвестициях. Акцент сделан на высокие технологии, без которых, по словам главы государства, у экономик двух стран будущего быть не может. Медведев подтвердил курс России на возвращение в Южную Америку и предположил, что в Вашингтоне это не будет воспринято с опаской.
В рамках пятидневного турне по странам Северной и Южной Америки президент России Дмитрий Медведев из Вашингтона, где прошел саммит по ядерной безопасности, прежде чем посетить второй саммит стран BRIC в Бразилии, отправился в Аргентину. За 125 лет дипломатических отношений между двумя странами глава российского государства в Аргентине с официальным визитом впервые, поэтому момент можно назвать историческим.
Но не только поэтому. Впервые сотрудничество в высокотехнологичных сферах, ставшее приоритетом развития экономических отношений двух стран, имеет все шансы состояться благодаря переговорам на самом высоком уровне, которые Медведев провел с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер. Речь идет о проектах в первую очередь в таких областях, как энергетика, в том числе атомная, железнодорожный транспорт, космос. «Главное, чтобы за документами последовали реальные действия, – подчеркнул Медведев. – Сейчас трудно калькулировать общие объемы инвестиций. Но если говорить, например, об атомной энергетике, то только приход «Росатома» на рынок Аргентины повлечет миллиардные инвестиции – от создания энергоблоков и инфраструктуры. А есть и другие проекты, например, в области железных дорог».
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН по научной работе Владимир Сударев в интервью «НГ» отметил, что подписанные сторонами совместные документы очень важны, поскольку призваны развивать сотрудничество в областях, требующих применения новых технологий. Таким образом, страны отходят от прежней модели, когда Аргентина поставляла России главным образом продукцию аграрного сектора, а Россия Аргентине не поставляла практически ничего, кроме минеральных удобрений, подчеркнул эксперт. «Такая структура себя изжила», – считает собеседник «НГ».
По мнению Сударева, за последние 15 лет стороны достигли ряда договоренностей, однако реализовать их не удалось, поскольку не было поддержки этих проектов на самом высоком уровне. Именно в этой связи крайне важно присутствие Медведева на подписании таких соглашений, как, например, о строительстве в Аргентине атомной электростанции, уверен эксперт, причем в отличие от других стран Россия не блокирует передачу высоких технологий Латинской Америке. «Российские энергетики будут принимать участие в ряде тендеров по строительству энергетических объектов. При этом поддержка российских предпринимателей из Кремля может иметь решающее значение для победы в тендере, – считает собеседник «НГ». – Практика показывает, что, сколько бы мы в тендерах ни принимали участие, мы их проигрывали, хотя наши проекты имеют конкурентные преимущества. Все потому, что не было поддержки на самом высоком уровне».
После церемонии подписания документов Медведев завил, что Россия вернулась в Латинскую Америку. «Я надеюсь, что это никого не трогает, а если и трогает, то нам на это наплевать, – подчеркнул президент. – У меня создалось впечатление, что в Белом доме сидят разумные люди, а значит, они не должны с опаской воспринимать наши дружеские визиты в страны, с которыми у нас хорошие, можно сказать, стратегические отношения».
Мы попросили Владимира Сударева прокомментировать эти слова. Эксперт рассказал: «Россия пробилась на рынки вооружений Латинской Америки. В основном это Венесуэла, где заключены и частично реализованы соглашения на 4–5 миллиардов долларов. Вторжение России с ее несомненными преимуществами, в первую очередь более выгодной ценой, вызывает определенное беспокойство Соединенных Штатов, хотя они и не устраивают скандалов. Просто Государственный департамент заявляет о том, что не совсем понимает, зачем, предположим, Венесуэле в таких количествах требуется столь современные вооружения. В Латинской Америке сейчас идет переоснащение, в большинстве стран устарел американский парк вооружений, а американцы, естественно, не хотят терять завоеванные позиции, контроль над военно-техническим рынком Латинской Америки. В данном случае главное – опять же оказывать поддержку на самом высоком уровне и не бояться США». Добавим: в соответствии с одним из контрактов Россия поставит Аргентине два вертолета Ми-171Е.