Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер готов к инновационным решениям.
Фото Reuters
Гонка конкурирующих газопроводов – российского «Южного потока» и европейского Nabucco – вчера чуть было не закончилась за явным преимуществом российского проекта. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер заявил, что ввод в эксплуатацию газопровода Nabucco может состояться не ранее 2018 года, то есть на четыре года позже запланированного срока и на три года позже «Южного потока». Интервью еврокомиссара с такой сенсационной переоценкой сроков строительства опубликовала вчера немецкая пресса. Российские эксперты объясняют пересмотр планов по Nabucco резким увеличением поставок в Европу дешевого сжиженного газа, который делает неактуальным строительство не только Nabucco, но и более дорогого «Южного потока».
«Ввод в эксплуатацию газопровода Nabucco может состояться не ранее 2018 года, то есть на четыре года позже планируемого срока», – передало вчера авторитетное агентство Bloomberg слова еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера со ссылкой на интервью немецкой Sueddeutsche Zeitung. По его словам, вероятность того, что решение о строительстве газопровода будет принято в 2010 году, составляет «около 65%». Напомним, что конкурирующий с Nabucco российский «Южный поток» планировалось сдать в эксплуатацию в 2014–2015 годах. И перенос сроков строительства Nabucco фактически может означать полный отказ от этого проекта. Рассуждения еврокомиссара оказались настоящей сенсацией – в том числе и для непосредственных участников строительства.
Впрочем, во второй половине дня Оттингер дезавуировал свои слова, отметив, что «первый газ по Nabucco будет пущен в 2014 году». Эксперты считают оговорку еврокомиссара не случайной, к тому же вопрос конкуренции двух проектов остается открытым – в условиях снижения спроса и т.д. оба они могут стать ненужными.
Как заявил вчера представитель немецкой компании RWE Майкл Розен, его компания «не видит никаких причин, чтобы менять временные рамки реализации проекта Nabucco». По его словам, компания по-прежнему ожидает, что первый газ по Nabucco пойдет в 2014 году. Аналогичное заявление сделал и управляющий директор проектной компании Nabucco Gas Pipeline International GmbH Райнхард Митчек. По его словам, строительство газопровода должно начаться в конце 2011 года, а первые поставки газа – в конце 2014 года. Он подчеркнул, что у консорциума нет указаний о переносе сроков реализации проекта.
Напомним, что проект Nabucco предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд. евро. Участники консорциума – германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL. Впрочем, ресурсная база для наполнения проекта, как отмечают эксперты, пока не ясна. В качестве источников газа сейчас рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак, но никаких обязывающих документов с ними пока нет. Строительство Nabucco планируется начать в 2011-м, ввод в эксплуатацию – в конце 2014 – начале 2015 года.
Рассуждения еврокомиссара о Nabucco вызвали такой переполох, что во второй половине дня Оттингеру пришлось уточнять и частично дезавуировать свои заявления. По словам еврокомиссара, он вовсе не исключал, что «первый газ по Nabucco будет пущен в 2014 году», а 2018 год – это дата выведения газопровода на полную мощность. Эксперты же считают оговорку Оттингера не случайной. В условиях острой конкуренции с поставщиками сжиженного газа строительство новых дорогих газопроводов может оказаться экономически бессмысленным. Кроме того, многие из экспертов считают, что Nabucco является прямым конкурентом российскому газопроводу «Южный поток», который планируют строить «Газпром» и итальянская Eni. Его задача – обойти Украину и пройти от Черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд. куб. м в год. Недавно глава Eni Паоло Скарони публично предложил объединить эти два проекта, но Россия не рассматривает такой вариант.
Российский проект в своей реализации рискует не меньше европейского. Фото с сайта компании «Южный поток» |
Помимо фактора конкуренции со сжиженным газом на проект Nabucco влияют и противоречивые интересы стран-участниц. «Сегодня есть проблемы между странами-транзитерами, которые пока не решены, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Так что называть конкретные сроки еще очень рано – если у тебя нет поставщика, а с транзитерами споры, то вообще непонятно, что делать.
К тому же когда называют поставщиками газа Азербайджан и Ирак, это вызывает сомнения. Собственная газификация Ирака составляет менее 6% – и ему нужно начать с обеспечения собственных потребителей». По словам Правосудова, «Южный поток» даже с меньшими, чем заявленные 63 млрд. куб. м в год, объемами закроет проблему насыщения Европы газом: «И для Nabucco не останется места, учитывая активизацию «Северного потока».
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что Nabucco как минимум надо подождать разрешения конфликта между Азербайджаном и Турцией. «Это главное препятствие, устранение которого сняло бы все вопросы на пути его реализации, – считает аналитик. – Но пока у Баку и Анкары две проблемы – Турция хочет мало платить за азербайджанский газ, цена которого сейчас находится в районе 120 долларов за тысячу кубометров, к тому же Анкара хочет значительную долю этого газа реэкспортировать. Если этот конфликт удастся решить и будет отработана коммерческая схема передачи газа вплоть до Австрии, то можно будет утверждать, что к такой схеме присоединятся и другие страны – например, Туркменистан».
Как отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров, слова еврокомиссара вызывают много вопросов. «Непонятно, для чего нужно Евросоюзу строить новую трубу, если она и так имеет возможность покупать довольно дешево сжиженный природный газ?» – недоумевает он. С другой стороны, отмечает эксперт, возможность роста спроса на газ в Европе пока никто не опроверг. «Спрос будет относительно стабильным, – отмечает эксперт. – Правда, велики шансы, что предложение СПГ будет расти».
«Если Скарони выступает за объединение Nabucco и «Южного потока», то он, вероятно, уже оценил финансовую сторону вопроса, – полагает Александров. – Не исключено, что оговорка Оттингера и заявления Скарони логически связаны. Работа по трассе «Южного потока» продвинута больше. Но из-за снижения спроса в Европе, а также давления со стороны сланцевого газа и СПГ могут быть заморожены оба проекта».
«Южный поток», несмотря на анонсированную готовность к реализации, имеет две большие проблемы: отсутствие согласия Турции на проход трубы по своей экономической зоне в Черном море, которое ожидается лишь к ноябрю; против проекта работает и его колоссальная стоимость, уверен аналитик.