Вслед за региональными выборами, неудачными для правящего Союза в поддержку народного движения (СПНД), правительство Франции отказалось от намерения продвинуть через парламент так называемый углеродный налог и высказало намерение передать его на уровень Евросоюза. Власти, отмечают эксперты, убедились в неэффективности попыток завоевать поддержку избирателей с помощью амбициозных экологических проектов в условиях, когда сами эти проекты теряют привлекательность в глазах общественного мнения.
Премьер-министр Франсуа Фийон объявил, что правительство отказывается от намерения в одностороннем порядке ввести налог на выбросы углекислого газа (углеродный налог) в свете выявившихся рисков потери конкурентоспособности французскими предприятиями. В правительстве против этого решения публично выступила лишь государственный секретарь экологии Шанталь Жуанно, расстроенная «экологическим скептицизмом» кабинета. «Прежде чем ввести налог во всей Европе, можно было бы сделать это во Франции, – считает она. – Это то, что мы изначально планировали, это то, что уже сделали другие страны, такие как Швеция».
Проект налога, инициированный президентом Франции Николя Саркози и одобренный парламентом как составная часть бюджета на 2010 год, власти позиционировали в качестве первого реального шага в направлении налогового контроля над климатической ситуацией. По замыслу властей, налог позволил бы Франции оказаться в европейском авангарде борцов за экологию. Предполагалось, что мера вступит в силу 1 июля 2010 года. Однако в последние дни прошлого года Конституционный совет Франции рассмотрел запрос социалистов и наложил вето на проект.
Левые выступили против проекта, так как он, по их мнению, содержал «слишком много исключений». Речь шла, в частности, о 1018 промышленных объектах, на долю которых приходится основная доля выбросов парниковых газов. По оценкам, эти исключения вывели бы из-под налогового бремени до 93% всех выбросов промышленного происхождения. Правда, Конституционный совет возмутила вовсе не малая эффективность меры, а нарушение принципа равенства перед налогом. Правительство пообещало пересмотреть проект.
Ныне бизнес приветствует решение властей. «Нас освободили от лишнего груза, – торжествует председатель Ассоциации предпринимателей Франции (МЕДЕФ) Лоранс Паризо, с февраля требовавшая от властей отложить вступление налога в силу до 2011 года. – Промышленность не справилась бы с этим фактором, неблагоприятным для конкуренции. Мы смогли убедить в этом правительство». И наоборот, недовольны активисты-экологи. По мнению Карин Гаван, ответственной за климатическую программу организации Greenpeace France, проект налога был нужен властям только в качестве пряника в борьбе за избирателей. С помощью пропаганды и продвижения парникового налога «правые лелеяли надежду перехватить часть голосов у экологических партий, – объясняет Гаван. – Но стратегия не сработала».
Национальный секретарь Французской социалистической партии (ФСП) по вопросам экологии Лоранс Россиньоль уверена, что правительство отказывается от любых попыток переориентировать налоговую систему Франции на экологические нужды.
Следует отметить, что решение Парижа совпало с наблюдающимся в последнее время отказом в ряде стран от амбициозных экологических проектов. Это связано как с ухудшением экономической ситуации вследствие кризиса, так и пересмотром наиболее алармистских оценок изменения климата.
Последним свидетельством такого пересмотра является только что объявленное намерение Агентства ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) исправить оценку, что мясная отрасль ответственна за 18% выбросов парниковых газов. Эта цифра, приведенная в одном из докладов FAO, превышала объем парниковых газов, которые образуются в результате переработки горючего. Она оказала большое влияние на активистов борьбы с глобальным потеплением и привела к призывам сократить потребление мяса. Однако ныне приведенные в докладе расчеты признают за ошибку.