Лидер Соцпартии Мартин Обри удовлетворена результатами выборов и не скрывает своего счастья.
Фото Reuters
Если после первого тура французских региональных выборов правящая правая партия Союз в поддержку народного движения (СПНД) отказалась признать поражение, то после второго тура была вынуждена констатировать свой сокрушительный провал. Тем не менее и факты, и эксперты свидетельствуют в пользу того, что торжество левых преждевременно: социалисты традиционно сильнее на региональных выборах, но не побеждают на общенациональных – как парламентских, так и президентских. Теперь главной политической интригой стали намерения члена СПНД Доминика де Вильпена, который вот-вот объявит о создании нового политического движения.
Заветная мечта левых не сбылась, и СПНД не проиграл всухую. Мобилизовавшись после первого тура, Союз в поддержку народного движения сохранил большинство в Эльзасе и отбил у левых два заморских департамента – остров Реюньон в Индийском океане и Французскую Гвиану в Южной Америке. Тем не менее эти победы никого не утешили: правые «сдали» Корсику и теперь смогут контролировать только один регион метрополии.
Объединенная левая оппозиция, в которую вошли движение зеленых «Европа–Экология», Левый фронт и возглавившая блок Французская социалистическая партия (ФСП), в среднем получила 54,3%, тогда как правящий Союз в поддержку народного движения должен был довольствоваться гораздо более скромным результатом – 36,1%. «Хотя многие сегодня не пришли на избирательные участки, французы высказались против политики президента и правительства», – с торжеством объявила первый секретарь Французской социалистической партии (ФСП) Мартин Обри, выразив свое возмущение по поводу налогового рая для привилегированных групп, безработицы и падения покупательской способности.
Поражение своей партии признали генеральный секретарь Союза в поддержку народного движения Ксавье Бертран и премьер-министр Франции Франсуа Фийон. В качестве оправдания глава правительства сослался на мировой финансовый кризис. Однако далеко не все члены СПНД согласны списывать это громкое поражение на внешние обстоятельства. Вместо этого они критикуют партийную стратегию, в частности, продвигаемые Саркози дебаты по поводу национальной идентичности, которые, по мнению ряда представителей правящей партии, только играют на руку радикальному правому Национальному фронту.
Кстати, последний, в среднем набрав более 11% голосов, а в целом ряде случаев и более 20%, после предшествующих поражений восстал, словно птица Феникс из огня, заставив заговорить о своем возвращении в большую политику. Как пишет «Монд», за партию Жана-Мари Ле Пена проголосовали избиратели, которые разочаровались в правительстве, но не хотели отдавать свои голоса левым. А те, кто не был доволен властями, но не испытывал никакой склонности ни к социалистам, ни к ультранационалистам, выборы просто бойкотировали. Явка хотя и была на 5% выше, чем в первом туре, когда она достигла рекордно низкого показателя – менее 47%, все же не дотянула до уровня 2004 года, что позволило и прессе, и экспертам единогласно трактовать ее как одну из форм выражения протестных настроений в стране.
«Сторонники СПНД с наступлением кризиса были разочарованы результатами деятельности президента Франции Николя Саркози, – рассказал о своем понимании «протестного голосования» французов руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. – Они не пошли на выборы или даже голосовали за оппозицию просто для того, чтобы выразить свой протест, а не потому что они принимают ее программу. Избиратель голосовал не столько за оппозицию, сколько против результатов политики нынешних властей. И главное здесь не те реформы, которые проводит Саркози, а социально-экономическое положение в стране, почти 11% безработных. Этого президенту простить не могут».
Во французской политике сложились достаточно устойчивые тенденции, которые свидетельствуют о том, что левым пока рано радоваться. В 2004 году социалисты показали примерно такие же результаты, выиграв в 20 из 22 регионов метрополии, но в 2007-м президентом Франции стал Николя Саркози. По мнению собеседника «НГ», победа левой оппозиции на региональных выборах не говорит о появлении вполне реальной альтернативы президенту Саркози и его большинству на президентских и парламентских выборах 2012 года. «У левой оппозиции сегодня нет ни убедительной альтернативной программы, ни таких кандидатов на президентский пост, которые могли бы рассчитывать на реальный успех», – считает Рубинский, который в числе основных недостатков в левом лагере упомянул о непрекращающейся борьбе за лидирующие позиции между Сеголен Руаяль и Мартин Обри.