В странах Евросоюза и в отношениях между ними усилилась напряженность в связи с вызванными кризисом экономическими трудностями и необходимостью оказания помощи наиболее слабым странам-участницам, прежде всего Греции. При этом проблемными стали отношения между наиболее влиятельными странами союза – Германией, Францией и Великобританией.
Выступая в среду в Бундестаге при обсуждении бюджета 2010 года, канцлер ФРГ Ангела Меркель подверглась критике со стороны оппозиции, а накануне ей пришлось услышать колкое замечание со стороны Парижа за то, что Берлин движет немецкий экспорт «за счет других». В Лондоне же озадачены поступившим из Брюсселя письмом Комиссии ЕС с рекомендацией предпринять дополнительные меры экономии, хотя это заведомо неприемлемо для премьера Гордона Брауна в предвыборной обстановке.
Греческий узел остается наиболее запутанным. Развязка пока не просматривается. Более того, в бундестаговской речи Меркель впервые открыто потребовала наделения ЕС «новыми инструментами», которые позволят исключать из еврогруппы страну, которая вроде Греции грубо нарушает условия пакта стабильности.
Вероятно, это станет одной из тем саммита ЕС в конце марта. А пока совещание министров финансов всех 27 стран ЕС, состоявшееся 16 марта, одобрило план сверхжесткой бюджетной экономии, сверстанный правительством Георгиоса Папандреу. Сам он заявил, что Греция нуждается не в деньгах, а в гарантиях ЕС, которые позволят Афинам получить для рефинансирования долгов необходимые займы «по нормальным европроцентам». Последние, однако, для греков стали выше. Да и не решают проблемы долгов.
Создается впечатление, что Комиссия ЕС перестала непосредственно заниматься спасением Греции. Предложений главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу почти не слышно. Острейшая проблема как бы передана на усмотрение 16 стран, валютой которых является евро и в группе которых шефствует премьер-министр и министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Однако заявления Юнкера и комиссара ЕС по финансам Олли Рена о уже имеющемся в загашнике чрезвычайном плане поддержки Греции кредитами и кредитными гарантиями конкретно не подтверждаются. Глава германского Минфина Вольфганг Шойбле категорически опроверг существование договоренностей на этот счет. Журнал Spiegel пишет, что ЕС играет в «греческий покер», цель которого заявлениями о подготовке помощи Греции выиграть время и приглушить спекуляции с евро.
Новостью последних дней стало неожиданное появление французско-германского узла противоречий. Одной из причин раздора стала германская идея создания Европейского валютного фонда. Ее одобряют преимущественно малые страны. Так, во вторник ее поддержали премьеры Греции и Венгрии. Но Париж решительно против. Министр финансов Франции Кристин Лагард считает, что создание фонда было бы «авантюрой, которая заняла бы нас на три, четыре года, а то и пять лет».
Еще сильнее Париж ополчился на Берлин из-за внешнеторговых успехов Германии. Несмотря на 5-процентное сокращение ВВП, немецкая экономика заработала в прошлом году на экспорте 803,1 млрд. евро. Причем позитивное сальдо товарооборота составило 136,1 млрд. евро. В целом финансовая, экономическая и социальная ситуация в Германии стабильнее, чем в главных странах-партнерах. Безработица (7,5%) много ниже, чем в Испании (20%), Франции (11%) и Польше (8,4%).
Елисейский дворец, хозяин которого официально «дружит» с бундесканцлерин, не стал включаться в антигерманскую полемику. На критике немцев сосредоточилась Кристин Лагард. В интервью Financial Times она потребовала от Берлина заняться развитием внутреннего спроса. По ее мнению, большой торговый профицит Германии наносит ущерб другим государствам.
В Бундестаге Меркель отвергла эти претензии лично. Экономическое развитие в Европе не может ориентироваться на отстающих партнеров. Ограничение экспорта, как этого недавно потребовала министр финансов Франции, было бы неправильным ответом на общие для всех экономические вызовы, подчеркнула Меркель. В свою очередь, заместитель официального представителя федерального правительства Кристоф Штеегманс напомнил, что экспортные достижения Германии – плод не государственной политики, а инновационного характера промышленности, что может служить партнерам в ЕС примером для повышения их конкурентоспособности.
Другой узел трений – британско-еэсовский – связан с вмешательством Брюсселя в определение финансово-экономической политики Великобритании. Оно связано с опасениями по поводу британского дефицита, равного, как и в Греции, почти 13% ВВП. Комиссия ЕС и вынесла выговор Лондону, назвав курс экономии кабинета Брауна «недостаточно амбициозным». Статс-секретарь финансового ведомства Лиам Берн отмел эти претензии как несостоятельные.
Обстановка неустойчивости, неувязок и споров в ЕС не способствует решению даже безотлагательных проблем сообщества. Это вполне может отразиться и на отношениях Россия–ЕС. Трудно ожидать рывка в разработке нового партнерского договора между Россией и ЕС и продвижении к безвизовому режиму, когда помыслы в столицах сообщества заняты проблемами кризиса.