Правительство Греции выполнило требование ЕС, приняв в среду крайне жесткий для страны пакет антикризисных мер. С этим козырем премьер-министр Греции Георгиос Папандреу отправляется сегодня в Берлин, где встретится с бундесканцлерин Ангелой Меркель. Затем в воскресенье он нанесет визит к Николя Саркози в Париж. Цель поездки – получить, наконец, какую-то помощь, поскольку перед его страной стоит проблема выживания.
«Мы наше обязательство выполнили, теперь настал час ЕС», – заявил перед отъездом премьер. У него есть и запасной вариант – обращение за поддержкой к МВФ. Но это уже тема поездки в Вашингтон, планируемой на 9 марта.
Перспективы нынешней миссии Папандреу в густом тумане. Лидеры ЕС громко хвалят новые греческие меры, называя их «сильным шагом». Реально же в Брюсселе для Афин пока ничего не светит. В среду глава Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу только пообещал «вскоре представить конкретные инструменты поддержки» стран, испытывающих трудности, не вдаваясь в детали и сроки. Основная ставка делается по-прежнему на то, что Греция сама выберется из долговой ямы. Предваряя переговоры с Папандреу, которые пройдут сегодня вечером, Меркель охладила греческие надежды. Она заявила, что в связи с этой встречей речь не идет «об обещаниях помощи» со стороны Германии.
Конечно, отчаянная греческая ситуация, риски для европейской валюты и афинские пожелания помощи неизбежно станут центральной темой и в Берлине, а затем в Париже. При этом заверения о солидарности с греками стали евроритуалом. Но нет уверенности, что партнеры пособят хотя бы в размещении под менее взвинченный процент греческих гособлигаций, чего хотел бы Папандреу.
Похоже, что ни в Брюсселе, ни в столицах ведущих стран ЕС все еще не выработано согласованного представления о том, что следует предпринять. К тому же «греческая ситуация» нависает уже не только над странами южного крыла зоны евро – Португалией, Испанией и Италией, но и Великобританией, сохранившей собственную валюту.
Британский фунт подвергается нарастающему прессингу. Его ослабление по отношению к доллару было зафиксировано в минувший вторник шестой день подряд! В среду он чуть оправился, снова перевалив за отметку в 1,5 долл. Но давление на фунт продолжается. Биржевые спекулянты играют на понижение исходя из неясных политических перспектив в связи с ожидаемыми выборами и рискованной финансово-экономической ситуацией на Британских островах. Дефицит британского бюджета не меньше греческого – около 13% ВВП. Правда, в отличие от Афин пик выплаты долгов настанет для Лондона не скоро – через 14 лет. Но недоверие к его экономической и финансовой политике дает о себе знать. Например, с начала года доля иностранных покупателей британских госзаймов сократилась с 35 до 29%. По мнению европейских аналитиков, только политика низких ставок Банка Англии позволяет затушевывать истинный масштаб кризиса в Великобритании. Все понимают, что проблема фунта в сочетании с проблемой евро может еще более осложнить положение всего ЕС.
Чтобы не выглядеть бездеятельной, Комиссия ЕС срочно выстраивает стратегию «Европа-2020». Она мыслится как эрзац принятой в 2000 году лиссабонской стратегии, предписывавшей превратить ЕС до 2010 года в «самый конкурентоспособный и динамичный» экономический регион мира.
Новая стратегия представлена третьего дня в Брюсселе Жозе Мануэлом Баррозу. Цели остаются прежними: выделение до 3% ВВП ассигнований на исследования и развитие; повышение занятости, чтобы через десять лет работу имели 75% европейцев в возрасте от 20 до 64 лет, а не 2/3, как сейчас; 80-миллионное докризисное число бедных должно быть уменьшено на 20 млн.
Для действенности предлагается оснастить Комиссию ЕС функциями, которые отчасти превратят ее в госплан. Европейские СМИ заподозрили Баррозу в том, что он «хочет централизовать управление ростом и занятостью в Европе». Уточняя, Баррозу говорит, что Комиссия ЕС «будет устанавливать государствам-членам специфические для этих стран цели» и, «кроме того, высказывать предупреждения, если страны не будут на них соответственно реагировать».