Индия и Пакистан пытаются приглушить разногласия, обострившиеся после нападения террористов на Мумбаи в 2008 году. В Дели после длительной паузы состоялись переговоры между двумя странами. Примирение соперников, как надеются США, могло бы помочь их военной кампании в Афганистане. Но Индия требует, чтобы Пакистан в первую очередь пресек действия боевиков, скрывающихся на его земле.
В столице Индии состоялась встреча первого заместителя министра иностранных дел Нирупамы Рао и ее пакистанского коллеги Салмана Башира. Башир также должен пообщаться с министром иностранных дел и советником премьер-министра Индии по национальной безопасности.
Но, как считают зарубежные аналитики и эксперты «НГ», добиться согласия на переговорах очень трудно. Ведь даже по повестке дня стороны придерживаются разных взглядов. Индия хотела, чтобы участники встречи сосредоточились на проблеме терроризма, а Пакистан стремился к возобновлению дискуссии по более широкой тематике двусторонних отношений, прерванной после нападения на город Мумбаи боевиков, которые, как полагают, базировались на пакистанской территории.
Среди вопросов, которые собирался поднять Башир, значился и Кашмир. Спор из-за этого живописного горного района, бывшего феодального княжества, который был разделен после ухода британских правителей из Индии, лежит в основе конфликта между двумя государствами. В 2004 году они договорились начать мирный процесс, который должен включать обсуждение восьми вопросов. Среди них Кашмир, терроризм, строительство дамб на реках на индийской стороне границы, которые могли истощить водоснабжение Пакистана.
Состоялись четыре раунда переговоров. Глава правительства Индии Манмохан Сингх и президент Пакистана Асиф Али Зардари в сентябре 2008 года позитивно оценили их результаты. Но атака на Мумбаи два месяца спустя вынудила Индию прервать диалог. С тех пор попытки правительства Сингха возобновить его стали подвергаться критике внутри страны, особенно со стороны главной оппозиционной Бхаратия Джаната парти (БДП), исповедующей идеи индусского национализма.
Посылать приглашение Пакистану бессмысленно. Правительство пошло на этот шаг под давлением американцев, заявил представитель БДП.
Индийский аналитик Ума Сингх говорит, что нажим со стороны США и других западных государств, призывающих к сотрудничеству между Дели и Исламабадом в интересах борьбы с общим врагом – «Талибаном», способствовал тому, что переговоры все же состоялись. Однако индийские официальные лица отрицают факт влияния иностранных государств на возобновившийся мирный процесс. По их словам, главная цель Дели – обеспечить стабильные отношения с соседом.
Каковы все-таки шансы на успех переговоров? С этим вопросом мы обратились к руководителю Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяне Шаумян. То, что встреча состоялась, – позитивный момент. Но ожидать каких-то кардинальных сдвигов после нее не стоит, сказала она. Одно из основных требований индийцев состоит в том, чтобы Пакистан развернул преследование экстремистских группировок, причастных к атакам на Индию. Пакистанцы вряд ли отвергнут это требование сплеча. Но, возможно, ограничатся обещанием провести расследование в отношении террористов на основе представленных индийцами материалов.
В индийском Кашмире стало потише, чем несколько лет назад. Дели хочет, чтобы Исламабад пресек инфильтрацию боевиков через линию контроля. Пакистанские власти, возможно, тоже этого хотели бы. Но они не контролируют антииндийские группировки, полагает эксперт.