Власти Судана и крупнейшая повстанческая группировка провинции Дарфур «Движение за справедливость и равенство» (ДСР) подписали рамочное соглашение, одним из главных пунктов которого является прекращение военных действий. Кроме того, предполагается, что ДСР сможет участвовать в работе органов законодательной и исполнительной власти на центральном и региональном уровнях. Как отмечают эксперты, документ открывает реальные возможности для окончания многолетнего кровопролитного конфликта.
Как сообщил в интервью «НГ» председатель Комитета по международным делам Совета Федерации и спецпредставитель президента РФ по Судану Михаил Маргелов, 23 февраля в столице Катара Дохе состоялось подписание рамочного соглашения между суданским руководством и главной дарфурской повстанческой группировкой «Движение за справедливость и равенство». На торжественной церемонии присутствовали президент Судана Омар аль-Башир, президент Чада Идрисс Деби Итно, президент Эритреи Исайяс Афеворк и эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани. Документ состоит из 12 пунктов и, в частности, предусматривает объявление перемирия, а также интеграцию структур ДСР в государственную и политическую жизнь Судана.
Если по итогам дальнейших переговоров будет подписано окончательное мирное соглашение, ДСР превратится в легальную партию, представители которой примут участие в намеченных на апрель президентских и парламентских выборах, а боевые структуры движения будут интегрированы в государственную армию и полицию. По информации BBC, окончательный документ позволит изменить систему административного контроля над Дарфуром. Кроме того, будут помилованы 100 боевиков ДСР, приговоренных к смертной казни.
«Подписанное соглашение открывает реальные возможности окончания одного из самых долговременных и кровопролитных конфликтов в Африке», – считает спецпредставитель президента РФ по Судану. «Конечно, рамочное соглашение подразумевает долгую работу по выходу на заключение финального соглашения «об установлении постоянного мира в Дарфуре», которая может занять не один год, – заявил он. – Тем не менее нынешнее событие по значению сравнимо с «мирным договором», достигнутым в 2006 году в столице Нигерии Абудже, который положил начало интеграции повстанцев в мирную жизнь».
Вместе с тем ДСР – далеко не единственная вооруженная группировка, действующая в Дарфуре, хотя и наиболее крупная и активная. Другое влиятельное повстанческое объединение, которое возглавляет Абдельвахид Мохаммед ан-Нур (одна из фракций Армии освобождения Судана), от переговоров с Хартумом отказалось.
Успех переговоров и подписание рамочного соглашения связывают с недавним примирением между Суданом и Чадом. В прошлом месяце Нджамена пообещала прекратить поддержку дарфурских повстанцев, а Хартум, со своей стороны, отказался от оказания помощи оппозиционным группировкам Чада. Как рассказал декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки дипломатических кадров Дипломатической академии МИД России, бывший посол России в Катаре профессор Николай Тихомиров, большинство боевиков ДСР происходят из племени загава, которое проживает в том числе и на территории Чада, причем президент этой страны также происходит из упомянутого племени. Собеседник «НГ» отметил, что в силу этнических связей Чад поддерживал дарфурских повстанцев, поэтому участие Идрисса Деби в достижении соглашения между суданским правительством и его соплеменниками, проживающими в Дарфуре, – важный шаг. «В данной ситуации Чад показал, что готов к нормализации ситуации Судане», – заключил эксперт.