Греческие фермеры тоже недовольны политикой правительства социалистов.
Фото Reuters
Евросоюз ввел на этой неделе беспрецедентные меры в отношении Греции. Ее государственный бюджет и действия в финансовой сфере поставлены под прямой оперативный контроль Брюсселя. Столь крутой поворот в отношении члена ЕС предпринят впервые в полувековой истории сообщества.
Причина в новой греческой драме и ее последствиях для ЕС. Страна придавлена гигантским внешним долгом. Он превышает 300 млрд. евро и равен без малого 13% ВВП. Над Элладой витает призрак государственного дефолта. Хаос в финансах и экономике чреват подрывом и без того слабеющей европейской валюты.
Новое левоцентристское правительство Георгиоса Папандреу еще в декабре провело через парламент антикризисную программу. Ее основные параметры одобрены Комиссией ЕС. Но она требует дополнительных мер и максимальной жесткости в их реализации. К тому же в Брюсселе помнят о подтасовке финансово-экономической статистики об истинном положении вещей прежним правительством Греции. Очевидно, Брюссель не доверяет и нынешнему. Отсюда введенный патронат.
Решения Еврокомиссии приняты на основе доклада комиссара по денежно-кредитной политике Жоакина Альмунии. Теперь кабинет Папандреу обязан каждые два-три месяца отчитываться об исполнении антикризисной программы перед Комиссией ЕС. Первый доклад ожидается 16 марта. Афинам предписано сократить до 15 мая на 10% все планируемые бюджетные расходы 2010 года и создать таким образом резервный фонд. ЕС требует также сокращения жалованья госслужащим, коренного пересмотра пенсионной и здравоохранительной систем Греции. Отставание от графика жесточайшей экономии будет караться штрафами. Одновременно начата процедура рассмотрения претензий к Афинам в связи с нарушением положений евродоговоров.
В Брюсселе не сомневаются, что решения Комиссии ЕС в отношении Греции будут поддержаны 16 февраля совещанием министров финансов стран сообщества. Во главу угла «железного режима Альмунии» поставлена задача сократить в ближайшие два года бюджетный дефицит Афин до еэсовской нормы в 3% ВВП. То есть на 75% за два года! Spiegel крайне удивлен этим: «Если такая относительно экономически сильная страна, как Великобритания, намерена вдвое уменьшить свой нынешний дефицит в 12,6% ВВП до 6% за четыре года, то каким образом вечно проблемная Греция совершит чудо и сведет дефицит к 3% за два года?»
По правилам ЕС государство обязано самостоятельно отвечать за свои долги. Взаимная помощь стран еврозоны в таком случае запрещена. Европейский Центробанк не вправе выдавать члену этой зоны кредиты. Официально финансовая помощь Греции поэтому не обсуждается. Альмуния отверг идею подпитки бюджета Афин даже средствами МВФ. Но, как признал премьер-министр Люксембурга и глава группы стран еврозоны Жан-Клод Юнкер, проблемы Греции, относясь в первую очередь к ней самой, затрагивают и евросообщество в целом.
Парижская Monde сообщает, что за кулисами многие страны еврозоны, включая Германию и Францию, ищут способы поддержки Греции. Одна из альтернатив – через структурный фонд ЕС, выдающий деньги под определенные проекты. Греции на них отпущено на период 2007–2012 годов около 20 млрд. евро, и теоретически их могут перевести в ускоренном порядке. Но на фоне 300 млрд. долга это не панацея. Допускается также кредитование на межбанковской двусторонней основе. Но заимствования теперь обходятся Афинам вдвое дороже. Если греческая ситуация примет сверхкритический поворот, то Еврокомиссии скорее всего не останется иного, как перешагнуть через запреты и оказать прямую поддержку Греции. Допустить дефолт страны или вытолкнуть ее из еврозоны означало бы дискредитацию самой идеи ЕС. А этого сообщество, естественно, допустить не может.
Связанные с Афинами опасения рассматриваются в различных аспектах. Во-первых, в том плане, насколько реально спасение Греции без помощи ЕС. Брюссель боится, что это может обернуться своеобразным эффектом домино. Наиболее откровенно высказался депутат Европарламента от немецких либералов Вольф Клинц, который категорически против предоставления Афинам кредитной поддержки ЕС. Он предупреждает, что затем в очередь за ней выстроятся и другие страны, страдающие бюджетным дефицитом, и получится «настоящий прорыв плотины».
Во-вторых, эти проблемы обрели наибольшую остроту вдоль южного пояса ЕС. На форуме в Давосе американский экономист Нуриэль Рубини говорил о «тонущем юге Европы», поскольку «периферия еврозоны – будь то Греция, Италия, Португалия или Испания – имеет очень большие проблемы с бюджетным дефицитом». А министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле заявил в Бундестаге, что опасная слабость ряда стран, использующих европейскую денежную единицу, «может иметь фатальные последствия для всех государств еврозоны». Греческий кризис, несомненно, станет предметом серьезного внимания саммита ЕС, открывающегося 11 февраля в Брюсселе.
Тем временем категорическое предписание ЕС грекам затянуть пояса вызывает протест. Сокращение зарплат, повышение налогов и увеличение пенсионного возраста не могут рассчитывать на всеобщую поддержку. Социальная напряженность в Греции возрастает. Страна готовится к всеобщей забастовке.