Запретить ношение паранджи в общественных местах – с таким предложением выступила группа депутатов во главе с коммунистом Андре Жереном. Соответствующая рекомендация содержится в докладе, который вчера был представлен вниманию французских парламентариев. Авторы документа считают, что паранджа несовместима с ценностями, разделяемыми французским обществом.
Детальное исследование парламентской комиссии, насчитывающее 200 страниц и содержащее 18 рекомендаций, одной из которых и является предложение о законодательном запрете паранджи во всех публичных учреждениях, включая больницы и транспорт, стало лишь звеном в цепи длительных общественных дискуссий. Наиболее острый характер дебаты приняли после заявления президента Франции Николя Саркози, сделанного им 22 июня 2009 года в Версале. Тогда глава государства сказал, что «паранджа не будет приветствоваться на территории Французской Республики», так как является символом порабощения женщин и не может найти одобрение в стране, занимающей лидирующие позиции в вопросе защиты прав человека. Как пишет католическая Croix, на прошлой неделе в Елисейском дворце президент провел встречу с представителями различных религиозных общин Франции, в ходе которой вновь дал понять, что хотел бы положить конец практике ношения паранджи. При этом глава Мусульманского совета Франции Мохаммед Мусауи поддержал Саркози.
Как отмечает еженедельник Point, в ходе парламентского голосования по заключениям комиссии депутатам вряд ли удастся достичь консенсуса, которого нет даже внутри отдельных парламентских групп, будь то правых или левых. Так, социалисты разделились на сторонников полного запрета паранджи и бескомпромиссных противников подобной «дискриминации», причем и те и другие намерены бойкотировать голосование. Однако, несмотря на разногласия, Жан-Франсуа Коп, возглавляющий парламентскую группу проправительственного Союза в поддержку народного движения, уже представил законопроект, в соответствии с которым предлагается запретить паранджу из соображений безопасности. Однако эксперты подчеркивают, что окончательная разработка и принятие подобного документа будут сопряжены с необходимостью детального обоснования целого ряда сложных юридических вопросов. Это понимают и авторы доклада, в котором упоминается, что закон может быть аннулирован Конституционным советом. Еще большие опасения противники паранджи связывают с возможным осуждением Франции Европейским судом по правам человека.
Комментируя ситуацию, профессор права Денис де Бешийон сомневается, не обернется ли попытка парламентариев защитить мусульманок от дискриминации ущемлением их прав. Ведь, по его словам, «невозможно точно определить, пользуется ли женщина реальной свободой или подвергается физическому и моральному принуждению», когда носит паранджу. Другой специалист по праву – Ги Каркассон уверен, что запрет паранджи невозможно мотивировать светским характером французского общества, ведь светское государство нейтрально относится ко всем религиям и уважает свободу совести. С другой стороны, есть юристы, поддерживающие запрет на ношение паранджи и ссылающиеся на регулирование дресс-кода в публичных местах из уважения к чувствам других людей. Однако французская Figaro задается вопросом: не абсурдно ли ставить на одну планку ношение паранджи и нудизм?
Представители религиозных общин также находят поводы для недоумения. Председатель Конференции епископов Франции, архиепископ Парижский кардинал Андре Вен-Труа видит непоследовательность в позиции властей, которые, предлагая запрет паранджи, оставляют без внимания рекламные ролики с практически полностью обнаженными женщинами. Кардинал уверен: недопустимо, чтобы те или иные оценочные суждения по поводу облачения мусульманок привели к появлению полицейских патрулей на улицах.
Глава Представительского совета еврейских организаций Франции Ришар Праскье, напротив, приветствует парламентскую инициативу. Он считает глубинной чертой французского общества его открытость, возможность обмениваться не только словами, но и эмоциями, в выражении которых столь важную роль играет лицо. Паранджа – «символ замкнутости» – для такого общества не приспособлена, уверен Праскье.
Именно во Франции проживает самая большая в ЕС мусульманская община, насчитывающая около 6 млн. человек. При этом, по информации французского МВД, только 1900 женщин носят паранджу. Тем не менее социологический опрос, проведенный в стране на прошлой неделе, показал, что 57% респондентов поддерживают принятие закона, запрещающего ношение паранджи.