Чавес мобилизует своих сторонников, чтобы противостоять давлению оппозиции.
Фото Reuters
Вице-президент Венесуэлы Рамон Каррисалес, который занимал также пост министра обороны, подал в отставку. Между тем правительство Уго Чавеса сталкивается с растущим недовольством населения нехваткой воды и электричества, а также с резким обесценением национальной валюты, сопровождающимся падением уровня жизни. На этом фоне решение властей прекратить вещание оппозиционного телеканала спровоцировало столкновения студентов с полицией.
Каррисалес, который, как и Чавес, является бывшим военным, входил в число людей, наиболее приближенных к главе государства, и считался одним из самых способных администраторов в правительстве. Он объяснил свою отставку личными причинами. Однако наблюдатели отмечают, что уход столь значимой фигуры на фоне усиливающегося в Венесуэле энергетического и финансового кризиса отражает серьезные разногласия внутри властных структур страны. Отставка Каррисалеса может быть связана с тем, что он возглавлял специальную стратегическую комиссию, созданную в октябре прошлого года для преодоления энергетического кризиса.
Обращает на себя внимание и тот факт, что это не первая серьезная перестановка в правительстве Венесуэлы. Ранее, 16 января, с должности был снят министр электроэнергетики Анхель Родригес, а его место занял глава финансового ведомства Али Родригес.
Тем временем в субботу в столице Венесуэлы Каракасе прошел многотысячный марш противников Уго Чавеса, поводом для которого стали стремительная девальвация национальной валюты, ограничения на потребление воды и отключения электричества по всей стране.
Напомним, объявленная 8 января девальвация венесуэльской валюты – боливара – нанесла серьезный удар по благосостоянию граждан страны, чьи зарплаты сразу фактически сократились вдвое. Чтобы как-то смягчить последствия, Чавес приказал военным не допустить повышения торговцами розничных цен. Однако даже присутствие солдат в супермаркетах не смогло серьезно уменьшить недовольство населения. Все понимают, что рост цен неизбежен, поскольку цена большинства продуктов и услуг в Венесуэле зависит от курса доллара США. Уже сейчас темпы инфляции в Венесуэле самые высокие в Латинской Америке и достигают 25% в год.
Решиться на этот шаг Чавеса заставили упавшие цены на нефть, на которую приходится 93% венесуэльского экспорта. В 2009 году страна была вынуждена обратиться за кредитом в МВФ, который в обмен потребовал провести девальвацию. В перспективе эта мера должна способствовать оздоровлению финансового сектора Венесуэлы и притоку в страну иностранных инвестиций, но в ближайшие сроки ее социальные последствия могут оказаться плачевными для Чавеса, которому в сентябре предстоят парламентские выборы.
Другой серьезной проблемой для Венесуэлы остается нехватка воды. Продолжительная засуха привела к тому, что воды не хватает как для хозяйственных нужд, так и для нормальной работы гидроэлектростанций. Чавес попытался ввести практику отключения электричества даже в Каракасе, но после акций протеста его собственных сторонников отказался от этой идеи. В результате это бремя было переложено на другие регионы страны. Перебои с электричеством не только мешают нормальному функционированию экономики, уже ослабленной мировым кризисом, но и являются серьезным стрессом для венесуэльцев, которые, живя в нефтедобывающей стране, привыкли к избытку энергии.
Помимо коррупции и дезорганизации работы финансового сектора действующего президента обвиняют в подавлении оппозиционных СМИ. В воскресенье в Каракасе и других городах страны прошли демонстрации против прекращения вещания целого ряда телеканалов, выступавших с критикой в адрес Чавеса. Эти выступления закончились столкновениями демонстрантов и сторонников президента. По меньшей мере один человек погиб.
Вместе с тем Чавес по-прежнему пользуется мощной поддержкой среди жителей многочисленных городских трущоб и в сельской местности, где его финансируемые за счет нефтяных доходов программы развития здравоохранения и образования принесли наибольшую пользу. Кроме того, он контролирует такую важную структуру, как национальная нефтяная компания PDVSA, и судебную систему страны.
Впрочем, западные аналитики указывают, что в настоящее время в Латинской Америке ослабевает левый уклон. В Чили, Панаме, Гондурасе к власти пришли консервативные лидеры. Схожую судьбу прочат и Бразилии.
Директор Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марина Чумакова рассказала в интервью «НГ», что в Венесуэле сложилась очень сложная ситуация: «Водный и энергетический кризис сочетается с социальными проблемами, волной преступности. Ни одна проблема не решается, есть только оголтелая пропаганда».
Касаясь перспектив Чавеса и его Социалистической партии на сентябрьских выборах, Чумакова отметила, что многое будет зависеть от того, кто считает голоса. Она также не исключила, что власти не остановятся перед репрессиями в отношении оппозиции. Эксперт указала, что опорой нынешнего режима являются маргинальные социальные слои. «Он апеллирует к непроизводительным низам, а они за подачки отвечают ему поддержкой. С точки зрения развития страны это абсолютно провальный вариант», – констатировала Чумакова.
Собеседница «НГ» также подчеркнула, что приход к власти в ряде стран Латинской Америки консерваторов вполне оправдан, поскольку в период кризиса важна не политическая ориентация государственного деятеля, а то, как он справляется с экономическими проблемами. «Есть признаки того, что левый дрейф Латинской Америки прекратился. Хотя социальная повестка есть у всех, даже у правых и консервативных режимов».