С 1 января по 30 июня 2010 года Испания возглавляет Евросоюз и, похоже, стремится использовать эту ситуацию, чтобы содействовать налаживанию отношений между ЕС и РФ. Во всяком случае, такой вывод можно было сделать на пресс-конференции, проведенной 20 января в Москве послом Испании Хуаном Антонио Марком Пужолем совместно с послом Евросоюза в РФ Фернандо Валенсуэлой.
Приоритеты Мадрида в том, что касается отношений 27 европейских держав с Москвой, испанский посол свел к четырем темам: облегчению взаимного передвижения граждан ЕС и России, мирному решению острых кризисов в мире, энергетическому диалогу и модернизации. Из них больше всего внимания он посвятил возможности упрощения получения виз.
По данным Пужоля, в 2009 году испанское консульство выдало россиянам 400 тыс. виз, в том числе 250 тыс. многократных, на шесть месяцев. За год до того, в 2007 году, наши граждане получили 380 тыс. испанских виз, из них всего 10 тыс. многократных. Было отмечено, что документы оформляются в срок, хотя стали дороже, и что Мадрид настроен на дальнейшее улучшение всей системы, вплоть до выдачи многократных виз┘ аж на два года. При том, однако, условии, что Москва будет так же легко и в таком же количестве предоставлять разрешение на въезд гражданам Испании. Чего, по-видимому, не происходит и произойти не может, ибо потокам туристов в обе стороны сравняться в ближайшее время не удастся.
Коснувшись остающихся проблем, посол Испании успокоил журналистов, предполагавших, что не все члены ЕС разделяют настроения Мадрида. По его словам, на обсуждении принципа отмены виз с Россией возражений не последовало ни от одного европейского государства. Однако помехи на этом пути существуют. Это прежде всего вопрос реадмиссии граждан третьих стран, которые нелегально попадают в ЕС. Как и ряд иных нерешенных пока технических аспектов, связанных с безопасностью.
Вспоминая рассказы советских дипломатов о дискуссиях 70-х годов, предшествовавших принятию Хельсинкского акта, предполагаю, что часть трудностей имеет чисто российское происхождение и рождена в недрах МВД и близких ему ведомств. Бороться с ними даже самому энергичному испанскому послу будет нелегко. Тем не менее Пужоль оптимистично заявил, что до окончания шестимесячного испанского председательства в ЕС определенные позитивные шаги в этом направлении будут сделаны.
Коснувшись сотрудничества с Москвой и участия ЕС в модернизации нашей страны, представитель Испании отметил готовность Евросоюза к более глубокому обмену в области науки и техники, в том числе в силу более быстрой конверсии научных достижений Запада в практику. При этом посол напомнил, что из 2 тыс. сотрудников построенного в Швейцарии нового исследовательского института ЦЕРН 700 приехали из России.
Отвечая на вопросы, посол Евросоюза Фернандо Валенсуэла, также испанец, но присланный не мадридским правительством, а брюссельской бюрократией и потому, вероятно, проявлявший куда меньше энтузиазма, чем Пужоль, обратил внимание на происходящие в ЕС перемены, вызванные вступлением в силу Лиссабонского договора. В соответствии с ним будет отменена практика ведения переговоров с иностранными государствами «тройкой» с участием представителей не только нынешнего, но также прошлого и будущего председателей ЕС. Теперь соблюдение единого внешнеполитического курса 27 стран ляжет на плечи создаваемого в Брюсселе нового ведомства по внешней политике и безопасности под руководством английской баронессы.
В этой связи остается пока неясным, сократится ли число встреч на высшем уровне между Москвой и Брюсселем с двух до одной или не изменится. В то же время посол ЕС в РФ Валенсуэла определенно утверждал, что попытка руководства РФ вступить в ВТО сразу всем новым Таможенным союзом, то есть вместе с Казахстаном и Беларусью, явно затруднит этот процесс и соответственно переговоры с ЕС.