Генсек ДП Японии Итиро Одзава (справа) оказался в нелегкой ситуации на сессии парламента.
Фото Reuters
Открывшаяся в Токио 174-я сессия парламента Японии должна обсудить вопросы формирования госбюджета, однако все внимание законодателей и публики обращено на то, как разрешится громкий скандал. В центре его – глава правительства Юкио Хатояма и генсек правящей Демократической партии Итиро Одзава, которые якобы причастны к нарушениям закона о политических пожертвованиях.
Парламентские заседания – событие в Японии обычно скучное, однако нынешняя сессия, начавшая работу в понедельник, выглядит как исключение из этого правила. Градус взаимных обвинений оппозиции и правительства явно достигнет точки кипения. Все страсти обращены на публику. В мае этого года – выборы в верхнюю палату парламента, и от их результата зависит новый расклад политических сил. Демократы имеют комфортное большинство в обеих палатах парламента. Если на предстоящих выборах они проиграют, это не фатально, но достаточно больно. Они получат отрицательную оценку своему пока недолгому правлению, и под сомнение будет поставлено все, что они сделали до сих пор, и то, что собираются сделать.
В центре внимания – бюджет. Дележ бюджетного пирога, как правило, – это случай, когда у оппозиции появляются серьезные козыри, чтобы лягать правительство на глазах всего народа и зарабатывать политические очки. Тем более что демократы за период парламентских каникул нахватали и без того много штрафных очков. Первые пять месяцев их правления показали, что в предвыборном манифесте они наобещали, особенно в социальной сфере, много такого, чего не могут выполнить. Интрига борьбы острее от того, что два первых лица партии (кое-кто даже спорит о том, кто из них реально первый) – премьер Юкио Хатояма и генсек Демократической партии Итиро Одзава находятся под сильным подозрением в нарушении законов о политических пожертвованиях. Сегодня японские новости нередко начинаются с информации о том, что прокурорам удалось «накопать» против обоих.
Глава демократов премьер-министр Хатояма оказался под огнем критики из-за скандала с фиктивным оформлением пожертвований в пользу партии. Как выяснилось, деньги его родной матери, обладательницы большого состояния, в размерах, исчисляемых миллионами долларов, направлялись на нужды партии мелкими суммами через подставных лиц и даже через «мертвые души».
Прокуратура, давно жаждавшая крови политиков, легко разоблачила этот чичиковский прием и рьяно взялась за дело. На допрос были вызваны личные секретари премьера, а ему самому пришлось утверждать, что он ничего не знал о «щедрости» собственной мамы. Благо секретари взяли вину на себя. В первый день сессии Хатояма заверил всех, что вопрос «урегулирован» и к нему нет претензий даже со стороны прокуратуры. Пришлось заплатить несколько миллионов долларов в казну в качестве «налога на дарение».
Тяжелее ситуация у Одзавы. У него проблемы с пожертвованиями не от собственной мамы, а от строительной компании. Причем ее щедрость никак не связана с родственными чувствами – награда за содействие в получении государственных подрядов. Схема ужасно банальная, а для прокуратуры просто классическая, вроде из учебников, по которым учатся прокуроры.
На сегодняшний день мы являемся свидетелями борьбы двух титанов – прокуратуры и Старого политического волка. Драматическая тональность по Высоцкому – «Идет охота на волков». Прокуроры давно точат зуб на Одзаву. В мае прошлого года им удалось скомпрометировать его настолько, что он уступил место председателя Демократической партии Хатояме. Смогут ли на этот раз посадить Одзаву за решетку вслед за его тремя секретарями?
Детективность в этом сюжете – не самое главное. Стало ясно – рождение многопартийной системы в Японии происходит при крайней дестабилизации политического процесса. Какие силы представляет прокуратура, бросающая вызов правительству? Как структурное подразделение Министерства юстиции оно формально в ведении министра юстиции, но одновременно является представителем могущественной государственной силы Японии – бюрократии. Может быть, прокуратура мстит демократам за их стремление отобрать реальную власть у бюрократии и передать ее политикам? Демократы действительно пощипали бюджеты многих министерств, исключив «лишние» проекты, куда на теплые места устраивались чиновники после выхода на пенсию.
Как показывают последние опросы, падение популярности демократов не сопровождается ростом поддержки либерал-демократов. Создается некий вакуум, и начинают бродить слухи о расколе в рядах обеих партий и создании новой политической силы. Все по законам «политической физики» – в шатающихся зданиях появляются трещины. Чем все это кончится? Нужно дождаться мая.