По данным израильских СМИ, в январе Россия может поддержать в Совете Безопасности ООН введение новых санкций в отношении Ирана. Между тем в распоряжение британских журналистов попали секретные документы, указывающие на то, что Иран продолжает реализацию своей военной ядерной программы и находится на финальной стадии. Эти сведения идут вразрез с выводами спецслужб США, которые ранее заявили, что Иран свернул программу создания атомной бомбы еще в 2003 году.
Как пишет газета «Гаарец», израильские официальные лица после интенсивных переговоров с российскими коллегами пришли к выводу, что президент Дмитрий Медведев «более чем когда-либо» готов поддержать дополнительные санкции против Ирана.
Израильтяне исходят из того, что поддержка со стороны России может сыграть ключевую роль при обсуждении новых санкций. По словам высокопоставленного израильского дипломата, если Россия двинется вперед, то Китай не захочет оставаться в одиночестве и тоже проголосует за усиление давления на Иран.
Тем временем британская Times сообщила, что еще в 2007 году Иран приступил к испытаниям нейтронного запала, запускающего механизм взрыва атомной бомбы. Издание пишет, что в его распоряжение попали иранские секретные документы, датированные началом 2007 года, в которых описан рассчитанный на четыре года план испытаний. В документе, в частности, упоминается использование в качестве источника нейтронов дейтерида урана, который, по мнению экспертов, нужен только при создании ядерного оружия. Именно этот материал применялся в пакистанской атомной бомбе, чертежи которой попали к иранцам.
По информации Times, эти документы были изучены спецслужбами западных стран, а также экспертами МАГАТЭ. По словам представителя МИД Великобритании, если этот документ подлинный, то он поднимает серьезные вопросы относительно намерений Ирана.
Напомним: США и страны Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под предлогом развития мирного атома. Со своей стороны, Тегеран отвергает все обвинения и заявляет, что его ядерная программа нужна исключительно для производства электроэнергии.
До сегодняшнего дня главные претензии к Ирану были связаны с его программой по созданию мощностей для обогащения урана, поскольку они могут давать не только топливо для реактора, но и материал для производства ядерного заряда. К настоящему моменту Совет Безопасности ООН уже принял пять резолюций и наложил на Иран санкции, требуя отказаться от обогащения урана. Подозрения усилились после того, как стало известно о существовании секретного обогатительного завода возле города Кум в Иране.
Известно, что подготовленная в США в 2007 году «Национальная разведывательная оценка» исходит из того, что в 2003 году Иран остановил работы по созданию атомной бомбы, однако спецслужбы Великобритании, Германии и Франции считают, что с тех пор они возобновились. По их мнению, к 2003 году Иран уже располагал всеми ноу-хау, необходимыми для создания бомбы, и ему оставалось только испытать различные компоненты ядерного устройства, а также накопить достаточно расщепляющегося материала.
Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Виталий Федченко рассказал в интервью «НГ», что нейтронный запал действительно является одним из компонентов ядерной бомбы. «Он нужен, чтобы в определенный момент обеспечить вброс нейтронов в центр бомбы и обеспечить наиболее эффективную цепную реакцию». По его словам, если рассматривать в теории некую неядерную страну, то трудно понять, зачем ей может понадобиться подобное устройство.
Федченко подчеркнул, что если документ, упомянутый в Times, является подлинным, то уже само его существование усиливает подозрения. Впрочем, собеседник «НГ» указал, что в документах МАГАТЭ итак уже упоминается довольно много различных фактов относительно ядерной программы Ирана, которые вызывают вопросы у международного сообщества.
При этом эксперт констатировал, что, несмотря на наличие подозрений, очень трудно найти окончательное доказательство наличия у Ирана военной ядерной программы. В качестве примера он упомянул, что в 2005 году к Ирану уже были претензии со стороны МАГАТЭ в связи с разработкой полониево-бериллиевых нейтронных запалов, однако тогда Иран сумел дать объяснения, и в начале 2008 года этот вопрос был закрыт.