Работники Opel опасаются массовых увольнений.
Фото Reuters
Судьба автозаводов Opel und Vauxhall по-прежнему не решена. Отказав в их продаже Magna–Сбербанк, правление General Motors до сих пор не представило концепции реструктуризации своих европейских владений. Не внесла ясности и состоявшаяся в понедельник в Брюсселе специальная встреча высоких представителей Комиссии ЕС, Германии, Великобритании, Испании, Бельгии и Польши, в которых имеются заводы Opel, с новым главой европейской «дочки» GM Ником Рейли.
Совещание было созвано членом Комиссии ЕС по промышленности Гюнтером Ферхойгеном. Он немец, а его страна особенно обеспокоена ситуацией. В Детройте тщательно скрывают, какие европейские автозаводы, в каких странах намечено закрыть или сократить там производство. Увольнения грозят 10 тыс. из 46 тыс. рабочих.
Но на каких предприятиях и в каких масштабах, коллективам приходится гадать. Причем есть опасения, что руководство GM, не скрывавшее своего недовольства поддержкой Берлином плана Magna–Сбербанк, «отыграется» теперь на немецких предприятиях.
К тому же GM явно вбивает клин между Германией и ее партнерами по ЕС. По американским прикидкам, на реструктуризацию Opel/Vauxhall потребуется 3,3 млрд. евро. Детройт заверяет, что в состоянии выделить необходимые суммы. Но в действительности американский концерн рассчитывает собрать их именно в Европе, то есть осуществить реструктуризацию за счет европейцев.
Новый шеф европейского филиала GM 59-летний британец Ник Рейли слывет сторонником жестких мер реструктуризации. На прошлой неделе Рейли объехал столицы стран, где расположены предприятия Opel/Vauxhall. Он не посвящал своих собеседников в конкретные планы, но обсуждал их возможное финансовое участие в реструктуризации. Точно так же было в понедельник в Брюсселе. Участвовавший во встрече статс-секретарь Министерства экономики ФРГ Йохен Хофман прокомментировал это так: «Довольно странная вещь, когда сначала говорят о вопросах финансирования и лишь потом о планах реструктуризации. Иными словами, говорим в перевернутом порядке».
Детройтская тактика «утром деньги, вечером стулья», по-видимому, срабатывает. Как стало известно журналу Spiegel, Великобритания уже пообещала GM больше 400 млн. евро. Испания от 300 до 400 млн. Бельгия готова на более чем 500 млн. евро, а Польша сулит налоговые послабления. Еще недавно, когда речь шла о продаже Opel/Vauxhall, эти страны не проявляли такой щедрости. Поэтому допустимо предположить, что в закулисном торге им были даны ответные обещания GM сохранить предприятия в этих странах и минимально сократить их коллективы.
Возник призрак англо-испано-бельгийского «фронта», позиция которого отличается от немецкой. Как известно, Берлин требует от Детройта вернуть 1,5 млрд. евро, выделенных после банкротства GM для Opel (чтобы удержать его на плаву). Есть и ряд немецких заявлений против какого-либо финансирования вроде бы вновь вставшего на ноги американского автопроизводителя. С другой стороны, не прекращаются слухи, что GM уволит многих с предприятия в Бохуме, закроет новейший завод Opel в Ейзенахе, где заняты вроде бы только 1800 человек, но вместе с ними в округе потеряют работу 22 тыс. работников.
Все это буквально загоняет немцев в угол. Детройтская пощечина, нанесенная отказом от продажи европейской «дочки» GM, еще не забыта. Но деваться некуда. Профсоюзные представители уже призывают учесть финансовые пожелания GM. Председатель производственного совета завода Opel в Бохуме Райнер Айненкель аргументирует это тем, что «речь идет не о помощи большому концерну, а о тысячах рабочих мест». Так что весьма вероятно, что Берлину придется в какой-то форме участвовать в оплате американской реструктуризации Opel/Vauxhall.
По сообщениям из Брюсселя, европейские участники совещания договорились впредь согласовывать друг с другом вопросы возможной госпомощи для GM. Министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле отметил, что соответствующие правительства обязались не давать никаких обещаний до предоставления американского плана реструктуризации. Другой вопрос, будет ли это соблюдено, если учитывать, что экономический эгоизм в ЕС далеко не изжит.
Теперь европейцы ждут, когда GM рассекретит свой план. Ник Рейли обещал предоставить его уже в конце недели. Судя по европейскому опыту ведения дел с американским автогигантом, полной уверенности в этом нет. Однако на всякий случай на 4 декабря в Брюсселе запланирована новая встреча, чтобы дать европейский ответ на предложения и пожелания GM.