Пакистанские талибы вновь пригрозили правительству беспощадной партизанской войной и пообещали, что ни один удар армии не останется без ответа. Между тем американские СМИ сообщают о тайных переговорах между Вашингтоном и Исламабадом об участии американских военных в обеспечении сохранности ядерного арсенала Пакистана в случае серьезного внутриполитического кризиса.
«Мы начали партизанскую войну против пакистанской армии. Они контролируют дороги, а наши люди действуют в лесах и горах», – заявил представитель исламистов Азам Тарик.
Напомним: 17 октября пакистанская армия начала наступление на позиции талибов в Южном Вазиристане. К настоящему моменту военным удалось захватить несколько важных баз экстремистов, а также взять под свой контроль их штаб-квартиру – город Макин. По официальным данным, в ходе боев было уничтожено 495 боевиков, а армия потеряла 48 солдат.
Боевики ответили на наступление военных в Вазиристане волной терактов в городах, убив в общей сложности несколько сотен мирных граждан. В результате последнего подобного инцидента в городке Чарсадда, неподалеку от Пешавара, погибли по меньшей мере 20 человек.
Представитель талибов дал понять, что армии предстоит долгая и кровавая война. «Они думали, что с легкостью захватят Вазиристан, но борьба там будет еще более ожесточенной, чем в Кашмире», – указал Тарик. Силы безопасности в соседней Индии сражаются с мусульманскими повстанцами в штате Кашмир уже около двадцати лет, и за это время там погибло несколько десятков тысяч человек.
За развитием событий в Пакистане внимательно следят США и их союзники. Причем в Вашингтоне озабочены не только судьбой ключевого союзника в регионе, но и тем, что случится с ядерным арсеналом Пакистана, в котором, по некоторым оценкам, от 80 до 100 боезарядов, если ситуация в этой стране выйдет из-под контроля.
На днях журнал New Yorker со ссылкой на чиновников администрации сообщал, что США ведут секретные переговоры с Исламабадом о переброске американских военных для охраны пакистанских ядерных объектов в случае серьезного внутриполитического кризиса в этой стране. Присутствие военнослужащих армии США должно стать гарантией того, что боеголовки не попадут в руки талибов.
Причем, как отмечает автор статьи, захват Исламабада талибами – не единственная и даже не главная угроза. Главную опасность Вашингтон видит в том, что в результате нового переворота доступ к ядерному оружию могут получить исламисты, которые есть в рядах пакистанской армии и спецслужб.
По словам сотрудника американской разведки, которого цитирует издание, пакистанцы сообщили США данные о количестве имеющихся у них боезарядов, местах их хранения, системе управления и контроля.
Впрочем, вчера председатель объединенного комитета начальников штабов ВС Пакистана генерал Тарик Маджид решительно опроверг заявления американских журналистов. «Не может быть и речи о том, чтобы предоставить иностранному гражданину, организации или государству хоть какой-то доступ к информации о нашем ядерном потенциале», – подчеркнул Маджид.
Пентагон, в свою очередь, подтвердил, что США оказывают Пакистану помощь в подготовке специалистов, а также передают ему оборудование, необходимое для улучшения систем охраны ядерных объектов. По информации британской Independent, два года назад США уже выделили 100 млн. долл. на укрепление безопасности пакистанских ядерных объектов и модернизацию системы контроля за их персоналом. Вместе с тем представитель военного ведомства заявил, что у США нет намерений брать под контроль ядерный арсенал Пакистана.
Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Шэннон Кайл рассказал в интервью «НГ», что, по его мнению, следует беспокоиться не столько о безопасности пакистанского ядерного оружия, которое находится под контролем армии, сколько о безопасности промышленных объектов, на которых оно производятся.
«Нет никаких признаков того, что боезаряды хранятся ненадлежащим образом. Большая часть пакистанского ядерного арсенала находится в низкой степени готовности. Боеголовки хранятся в разобранном состоянии, а составные части содержатся на разных объектах», – подчеркнул Кайл.
По словам эксперта, важнее обратить внимание на безопасность объектов, где производятся расщепляющиеся материалы для бомб – высокообогащенный уран и плутоний. «Этот процесс требует привлечения большого числа ученых и инженеров. За этой массой людей труднее уследить. Кроме того, сами материалы приходится где-то хранить, перевозить, поэтому у террористов больше возможностей завладеть ими», – отметил Кайл. Он пояснил, что, захватив ядерные материалы, «Талибан» не будет способен изготовить боеголовку, но он сможет собрать так называемую «радиологическую» или «грязную» бомбу. Такое устройство способно привести к радиоактивному заражению большой территории и посеять панику среди населения.