Ангела Меркель выступила в Бундестаге.
Фото Reuters
Вчера в Бундестаге завершились двухдневные дебаты по правительственному заявлению Ангелы Меркель. Бундесканцлерин обозначила пять главных целей своего нового кабинета, опирающегося на коалицию ХДС/ХСС и СвДП. Это преодоление последствий кризиса, улучшение отношения граждан к государству, ответ на демографическую проблему, экологическое урегулирование, реагирование на новые угрозы свободе и безопасности.
В отличие от прежних подобных дискуссий на этот раз бурной полемики между правительством и оппозицией, представленной в новом составе Бундестага социал-демократами, зелеными и левыми (имеющими вместе 290 мандатов против 339 «черно-желтых»), не наблюдалось. Отчасти это было вызвано преимущественно декларативным характером речи Меркель, не вдававшейся в детали реализации «плана пяти задач». А ответ на него лидера социал-демократической фракции Франка-Вальтера Штайнмайера тоже во многом сводился к общим фразам. Бывший вице-канцлер считает, что выступление Меркель – «не правительственное заявление, а правительственная загадка», как решить ее – канцлерин не знает.
Любопытно, что Меркель весьма резко высказалась о поведении General Motors, «которая месяцами не соответствовала своей ответственности за Opel в качестве его материнского концерна». Последнее решение американской корпорации, по словам Меркель, встречено и ею лично, и работниками Opel с крайним разочарованием. Она считает, что главную часть предстоящей реструктуризации европейских предприятий GM корпорация должна оплатить из ее собственных средств. Канцлерин потребовала вернуть кредит, который был выделен правительством ФРГ.
Внешнеполитическая часть заявления Меркель, представленная в виде пятой задачи, была краткой. Но наряду с ЕС и НАТО в ней нашлось место России. Канцлерин сказала: «Мы стремимся к широкому политическому диалогу с Россией по безопасности, в том числе и в рамках Совета Россия–НАТО. Россия и Европа зависят друг от друга».
Новый министр иностранных дел ФРГ Гвидо Вестервелле, впервые выступивший в парламенте в этом качестве, подчеркнул преемственность немецкой внешней политики, назвав ее политикой мира, «компас» которой ориентирован на интересы и ценности.
В поисках своего «почерка» новый главный немецкий дипломат выразил намерение уделять больше внимания малым странам и особенно соседям Германии. Он сообщил, что свой первый визит в качестве министра он нанес Варшаве. Кроме того, он побывал в Париже, Брюсселе, Вашингтоне, Люксембурге. На этой неделе запланированы поездки в Лондон, Копенгаген и Берн. Надо полагать, что не за горами и визит Вестервелле в Москву. Это позволит ему высказать свои взгляды на отношения с Россией, о которых он не стал упоминать в своей нынешней речи.
Возможно, министр считал, что достаточно сказанного Ангелой Меркель. Тем не менее его молчание о России удивило недавнего госминистра в МИД ФРГ социал-демократа Гернота Эрлера. Встревожило его и то, что хотя в коалиционном договоре нового правительства Россия названа важным партнером, но понятие стратегического партнерства больше не упоминается: «Я спрашиваю вас: что это должно означать?»
Определенного ответа на этот вопрос в Бундестаге не прозвучало. Заместитель председателя христианско-демократической фракции ХДС/ХСС и координатор российско-германских связей по линии обществ Андреас Шокенхоф избрал другой термин. Он сказал: «Что касается российской политики коалиции ХДС/ХСС-СвДП, то мы хотим тесного, открытого и честного партнерства». Парламентарий заявил, что политика ФРГ в отношении России «останется российской политикой бундесканцлерин Меркель», которая «в последние четыре года определяла направление и содержание немецкой политики в отношении России».
Словесные акценты, разумеется, сохраняют значение в политике государств. Но главным все-таки остается реальное содержание отношений, которое, судя по всему, в российско-германских делах сохранит динамику. Новое правительство, по словам Шокенхофа, собирается последовательно поддерживать Россию в следовании курсу на модернизацию страны при одновременной ликвидации «дефицитов» в области прав человека, правопорядка и демократии. Депутат обратил внимание на известные оценки Дмитрием Медведевым состояния российских дел: «Россия имеет сейчас президента, который так открыто говорит о проблемах страны, как на это не решится ни один критик на Западе». Шокенхоф повторил, что в интересах Германии активно поддерживать модернизацию России. И этому нет иной ответственной альтернативы, «поскольку налицо слишком широкое поле взаимозависимостей».