Решение американских владельцев привело к массовым протестам рабочих на заводах в Германии.
Фото Reuters
Сегодня немцы отмечают 20-летие падения Берлинской стены. Приглашенные на торжество государственные деятели выступят у Бранденбургских ворот перед жителями германской столицы. Вечернее небо озарит праздничный фейерверк. Но уже завтра Берлин вернется к политической прозе жизни: Ангела Меркель выступит в Бундестаге с первым программным заявлением нового черно-желтого кабинета. А в двухдневных парламентских дебатах неизбежно и не раз поднимут тему Opel, принявшую драматический оборот.
Как уже известно, 3 ноября высший менеджмент обанкротившегося американского автогиганта General Motors вместо ожидавшегося подтверждения уже имевшегося принципиального согласия на продажу 55% акций Opel консорциуму Magna–Сбербанк постановил оставить эти европейские заводы в собственном владении и самостоятельно заняться их реструктуризацией.
Реакция в Германии на решение руководства GM представляла собой смесь возмущения, растерянности и критики. СМИ констатировали, что Меркель, последовательно выступавшая в поддержку плана Magna–Сбербанк, проиграла борьбу за Opel. Производственный совет концерна призвал к забастовкам протеста. Но реально все европейские участники процесса оказались не только хитроумно обведенными боссами GM вокруг пальца, но и в положении, когда предпринять в этой связи что-либо они не могут: американский суперконцерн законный владелец Opel и волен «казнить и миловать».
Созвонившись 5 ноября с президентом США Бараком Обамой, бундесканцлерин получила заверения, что он не был посвящен в детройтское решение. Днем позже тема была вскользь затронута и во время вступительного визита нового министра иностранных дел ФРГ Гвидо Встервелле в Вашингтон. После беседы с Хиллари Клинтон он поведал: «Американская министр иностранных дел еще раз очень ясно пояснила мне и подчеркнула, что решение GM состоялось без всякого политического влияния американского правительства». Однако в комментариях немецких СМИ отмечается: трудно представить, чтобы правительство США, фактически владеющее сейчас концерном, совсем не интересовалось его планами и по крайней мере на рабочем уровне было не в курсе подготовки решений менеджмента GM.
Вместе с тем не все ясно с некоторыми обстоятельствами как в Берлине, так и в Брюсселе. Напомним, что бундесканцлерин лично объявила о принципиальном выборе руководства GM в пользу Magna–Сбербанк 10 сентября. Но комиссар ЕС по вопросам конкуренции Неели Крес не выразила тогда никаких сомнений. Она выжидала более месяца, прежде чем 14 октября потребовать от участников подготовленной сделки заверений, что они исходили из чисто коммерческих соображений. Реагируя на это, 17 октября тогдашний министр экономики Карл Теодор цу Гуттенберг (в новом правительстве он министр обороны) обратился с письмом к главе GM Фрицу Гендерсону с пожеланием получить от него заявление о том, что выбор инвестора в лице Magna–Сбербанк был сделан американской стороной без политического давления.
Но в это обращение Гуттенберг вписал и заверение в том, что ФРГ поддержит любого выбранного GM инвестора «независимо от его происхождения». Умысла здесь, очевидно, не было. Но из этой формулировки, сообщил вчера Spiegel, члены совета управляющих GM и сделали вывод, что, оставив Opel в своем распоряжении, концерн сможет претендовать на финансовую поддержку, которая предназначалась австро-канадско-российскому инвестору.
Так или иначе, при сохранении старого хозяина проблема Opel и судьба 25 тыс. рабочих четырех его немецких заводов снова оказалась в подвешенном состоянии. Никакой концепции реструктуризации европейской «дочки» Детройт не представил. Берлин теперь требует от него предоставить соответствующий план как можно скорее.
Политически неудача с Opel едва ли повысит международный авторитет Берлина. Но и внутри страны грозящие увольнения с заводов Opel, а возможно, и закрытие одного из них чреваты для нового правительства Меркель дополнительными сложностями. В мае предстоят важные выборы в федеральной земле СРВ, где находится крупный завод Opel, и сокращение там производства может негативно сказаться на результатах правящей сейчас в земле ХДС. Немецкие СМИ не исключают и банкротства Opel, если Берлин не удовлетворит GM в вопросе о немецком госкредитовании реструктуризации американского автопроизводства в Европе.
Возможности влияния Берлина на судьбу Opel явно сократились, и немцам, видимо, придется пойти на уступки GM. Некоторые члены федерального правительства уже намекают на это. По счету большой политики эта история к коллизии между Германией и США, конечно, не приведет. Но некий неприятный осадок у немцев, по-видимому, оставит. А Берлин и Москву, возможно, научит заранее и более тщательно прощупывать перспективы реализации проектов, если они интересуют капитал и политику США.