0
987
Газета В мире Интернет-версия

28.10.2009 00:00:00

Брюсселю требуется президент

Тэги: ес, президент


ес, президент Тони Блэр – ведущий претендент на пост президента Европейского совета.
Фото Reuters

Завтра в Брюсселе начнется двухдневный саммит Европейского союза. В его официальной повестке нет пункта об обсуждении кандидатур на пост будущего президента ЕС. Однако лидеры 27 стран-членов наверняка затронут этот вопрос. Среди появившихся в прессе претендентов с наибольшими шансами – экс-премьер Великобритании Тони Блэр. Его готовы поддержать Лондон и Париж, а вот с Берлином могут возникнуть проблемы. Эксперты «НГ» считают, что в случае избрания Блэра президентом ЕС его непростые в прошлом отношения с Москвой не скажутся на сотрудничестве России и ЕС.

В предварительной повестке дня саммита ЕС, с которой ознакомился корреспондент «НГ», значится, что лидеры 27 стран – членов союза сосредоточатся в основном на институциональных вопросах, изменении климата, финансово-экономической ситуации и проблеме нелегальной иммиграции. Под институциональными вопросами понимается обсуждение положения с процессом ратификации Лиссабонского договора (ЛБ) о реформе ЕС, который как раз и вводит пост постоянного президента Европейского совета, высшего органа ЕС в составе глав государств и правительств сообщества.

Официально лидеры не могут приступить к обсуждению кандидатур, пока Лиссабонский договор не вступил в силу. Последним препятствием в этом непростом процессе остается Чехия. В Брюсселе от президента Чехии Вацлава Клауса ожидают подписания документа о ратификации ЛД в ближайшие недели. По информации «НГ», официальное рассмотрение кандидатов может состояться уже в середине ноября на чрезвычайном саммите ЕС.

В статье 9В Лиссабонского договора говорится, что президент Европейского совета избирается членами этого органа квалифицированным большинством. Он может занять пост на 2,5 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Обязанности президента прописаны в общих чертах: он председательствует и руководит работой совета, готовит заседания совета в сотрудничестве с председателем Еврокомиссии (правительства ЕС). Он также способствует достижению согласия среди лидеров стран – членов союза и докладывает Европарламенту по итогам каждого заседания Европейского совета.

В интервью «НГ» замдиректора Института Европы РАН Алексей Громыко заявил, что пока в ЕС слабо представляют себе, какими функциями и прерогативами будет наделен президент Европейского совета. Должен ли это быть харизматичный политик или менеджер-технократ? Сторонники избрания политического тяжеловеса, такого как Тони Блэр, считают, что первый президент сформировал бы в ходе своей деятельности прерогативы для этой должности, легитимность которой, по мнению Громыко, хромает. Ведь президент будет избираться главами государств и правительств стран – членов ЕС (на данный момент их 27). Мандат, выданный президенту не гражданами ЕС и даже не европарламентариями, как в случае с председателем Еврокомиссии, а высшим органом ЕС, рискует связать будущего президента, сделав его заложником требований и устремлений 27 лидеров.

«Для России важно, что президент Европейского совета будет более четко представлять позицию всех стран – членов ЕС», – отметил Громыко. До сих пор регулярная смена председателя ЕС каждые полгода нарушала положительную динамику в развитии отношений Евросоюза с Россией: национальное восприятие отношений с Москвой у новых председателей нередко окрашивало общеевропейский курс. Хотя естественный вектор на поддержание и расширение сотрудничества партнеров и сохранялся.

Громыко полагает, что выбор президента ЕС радикально не изменит отношений между Россией и Евросоюзом. Что касается Блэра, то в истории его контактов с российским руководством были взлеты и падения. «С 1999 года по 2001–2002-й Тони Блэр и президент РФ Владимир Путин были близкими партнерами. Потом отношения пошли из рук вон плохо. Но если бывший британский премьер займет новый пост, прошлое не будет сильно сказываться на его политике, так как он не станет в этом качестве представлять Великобританию напрямую. Отношения между ЕС и Россией и РФ и Великобританией – это две разные вещи», – подчеркнул собеседник «НГ». Кроме того, во взаимодействии президента Дмитрия Медведева и британского руководства больше нет прежнего негатива. В начале ноября в Москве ожидают главу МИД Великобритании Дэвида Милибэнда с первым за последние несколько лет визитом.

Аналитики отмечают, что у кандидатуры Блэра немало минусов. В беседе с «НГ» директор по исследованиям брюссельского Центра европейской политики Антонио Миссироли заявил, что шансы бывшего британского премьера все же невелики. Великобритания считается страной евроскептиков, она не отказалась от фунта в пользу единой валюты евро, не вступила в Шенгенскую зону открытых границ. К Блэру есть претензии и личного характера, а именно – его решение атаковать саддамовский Ирак вместе с американским союзником экс-президентом Джорджем Бушем.

Между тем Чарльз Грант, директор Центра за европейскую реформу, привел аргументы в пользу Блэра. «Президенту будет не доставать формальных полномочий. Его или ее влияние будет зависеть от персонального веса, силы убеждения и записной книжки с контактными телефонами. Исходя из этих критериев у Тони Блэра хорошие показатели. И многие правительства стран – членов ЕС поддерживают его», – считает Грант.

В статье для Financial Times эксперт напоминает о других именах, которые упоминались в числе кандидатов на пост президента. Это бывшие премьеры Испании и Финляндии Фелипе Гонсалес и Пааво Липпонен, а также лидеры Нидерландов, Люксембурга и Бельгии Ян Петер Балкененде, Жан-Клод Юнкер и Херман Ван Ромпюй. За исключением Гонсалеса, ни у кого из них нет такого же положения на мировой арене, как у Блэра, в поддержку которого на этой неделе официально выступил министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд.

Но у Блэра немало врагов в собственной стране. Это консерваторы и однопартийцы-лейбористы. Наконец, кандидатура тяжеловеса, который, кстати, пока официально не заявил, что претендует на высокий пост, не находит поддержки у стран Бенилюкса. В малых государствах Европы считают, что первый президент не должен быть представителем гигантов – Франции, Германии или Великобритании. Известно, что Блэра готовы поддержать премьер Великобритании Гордон Браун и президент Франции Николя Саркози. А вот какой выбор сделает канцлерин ФРГ Ангела Меркель – пока вопрос открытый.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
614
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1174

Другие новости