Тегеран может дать официальный ответ на предложение МАГАТЭ о дообогащении урана за рубежом уже завтра. Как сообщили иранские СМИ, руководство страны готово одобрить выработанный на прошлой неделе проект, но при условии внесения в него значительных изменений. Между тем наблюдатели отмечают, что среди представителей иранской элиты стало меняться отношение к предложенному МАГАТЭ соглашению.
Вчера иранский государственный телеканал «Аль-Алям» сообщил со ссылкой на источник, осведомленный о ходе переговоров с МАГАТЭ, что иранские власти выступят с предложением о внесении ряда серьезных изменений в проект соглашения, предложенного МАГАТЭ. «Иран согласен с общим смыслом соглашения, но хочет, чтобы в документе были сделаны значительные изменения», – заявил источник. Содержание возможных поправок пока неизвестно, но такое положение сохранится недолго, так как, по словам чиновника, Тегеран даст ответ на предложение Агентства скорее всего уже в среду.
Напомним: суть предложения МАГАТЭ сводится к тому, чтобы Иран отправил около 80% своего низкообогащенного урана в Россию для дообогащения до 19,75%, а затем из него во Франции изготовили топливные элементы для исследовательского реактора, производящего медицинские изотопы. По замыслу авторов проекта, его реализация должна лишить Тегеран сырья для производства атомных бомб, в чем иранцев подозревают страны Запада, и в то же время обеспечить ИРИ топливом для реактора, который вырабатывает изотопы, применяемые для лечения рака.
Первоначально Иран должен был дать ответ еще в прошлую пятницу. Однако Тегеран заявил, что ему требуется дополнительное время, чтобы изучить предложение внимательно.
На этом фоне некоторые наблюдатели опасаются, что изменения в тексте соглашения, внесения которых потребует ИРИ, могут помешать его подписанию, и тогда весь переговорный процесс по иранской ядерной проблематике зайдет в тупик.
Впрочем, надежда на положительную динамику остается. Так, глава парламентского комитета по национальной безопасности и внешней политике Алаэддин Боруджерди, который ранее резко раскритиковал соглашение с МАГАТЭ, смягчил свою критику. Если прежде он заявлял, что Ирану лучше не вывозить, а покупать ядерное топливо для реактора в Тегеране за рубежом, поскольку низкообогащенный уран необходим для АЭС, которые планируется построить, то теперь, по его словам, данный проект может послужить налаживанию взаимного доверия. Ныне Боруджерди заявляет, что Иран мог бы передавать уран для дообогащения небольшими партиями, не теряя тем самым контроль над основной частью своих запасов. Его коллега по комитету Хосейн Накави Хосейн пошел еще дальше, заявив, что предлагаемая схема выгодна обеим сторонам.
Между тем французский министр иностранных дел Бернар Кушнер заявил в интервью британской Daily Telegraph, что если международное сообщество не сумеет сдержать ядерные амбиции Ирана, то Израиль может решиться на нанесение превентивного удара. «Израиль не смирится с появлением у Ирана атомной бомбы. Израиль среагирует, как только они поймут, что опасность существует», – сказал министр.
Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Виталий Федченко отметил в интервью «НГ», что с точки зрения нераспространения ядерного оружия предложенная МАГАТЭ схема является достаточно действенной. «Нет материала для производства бомбы – нет проблемы», – пояснил он.
«Основным источником беспокойства для тех, кто не доверяет Ирану, является то, что технически можно взять низкообогащенный уран, который в ИРИ есть, выдворить из страны инспекторов МАГАТЭ, выйти из ДНЯО и, используя имеющиеся мощности, получить уран оружейного качества», – указал эксперт. Он указал, что по стандартам МАГАТЭ для изготовления урановой бомбы нужно такое количество высокообогащенного урана, в котором содержится не менее 25 кг изотопа 235. При этом, по словам Федченко, если, согласно предложению МАГАТЭ, уран будет вывезен из Ирана и переработан во что-то другое, угроза ослабнет, поскольку, чтобы вновь накопить такой запас, Тегерану потребуется значительное время.
Собеседник «НГ» добавил, что хотя неблагоприятные сценарии с использованием поставленного под гарантии МАГАТЭ ядерного материала теоретически возможны, гораздо важнее работа по обеспечению уверенности в том, что в Иране отсутствует разного рода незаявленная деятельность. «Если судить по недавним событиям, когда было обнаружено предприятие в городе Кум, нет никаких гарантий, что не существует других секретных предприятий. И пока все обсуждают какие-то детали про известный ядерный материал, в тот же момент происходят куда более серьезные вещи где-то еще, о чем, как показал Кум, мы можем и не знать», – сказал Федченко.