Сегодня в Бангалоре состоится встреча глав МИД России, Индии и Китая. В повестке дня – экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом, региональные проблемы. Но перспективы трехстороннего взаимодействия омрачены разногласиями между Дели и Пекином по территориальному вопросу и статусу Далай-ламы. В свете этих противоречий надежды Москвы на превращение треугольника Россия–Индия–Китай в объединение, противостоящее гегемонии США, становятся все более эфемерными.
Совещания между министрами иностранных дел России, Индии и Китая стали регулярными. В последний раз они встречались в России, на сей раз пообщаются в Бангалоре, центре индийских информационных технологий, а в следующем году проведут конференцию в КНР. Словом, механизм трехсторонних консультаций запущен. Главам внешнеполитических ведомств, естественно, есть о чем побеседовать. В нынешнем году, по словам представителя МИД РФ Андрея Нестеренко, намечено обсудить такие важные проблемы, как борьба с терроризмом, энергетическая безопасность, реформа ООН, ситуация в Афганистане, иранская ядерная программа, взаимодействие в рамках ШОС и ситуация на Корейском полуострове.
Однако, как предсказывает влиятельная индийская газета Hindustan Times, на девятой по счету трехсторонней конференции будет доминировать тема взаимоотношений между Индией и Китаем. Это вытекает из заявления премьер-министра Индии Манмохана Сингха, который в минувшее воскресенье во время саммита Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Таиланде обсудил со своим китайским коллегой Вэнь Цзябао разногласия между Дели и Пекином.
Индийские чиновники пытались затушевать остроту этих споров, отмечает газета Economic Times. Но Сингх их поправил. По его словам, разногласия не могут исчезнуть сами по себе. Ими надо заниматься. Поэтому он разъяснил главе китайского правительства позицию Индии по всем темам, вызывающим трения. Это притязания Китая на территорию индийского штата Аруначал Прадеш, протесты Пекина против предполагаемой поездки Далай-ламы в этот штат, проблема раздела вод реки Брахмапутра, на которой Китай собирается возвести дамбу.
Пограничный вопрос сложен. До его решения обе стороны обязаны поддерживать мир и спокойствие. Именно поэтому на встрече в Бангалоре главам МИД обоих государств предстоит детально обсудить спорные темы, подчеркнул Сингх.
Таким образом, трехсторонний форум превращается в удобную площадку для снижения напряженности между двумя азиатскими гигантами. Это неплохо. Но ведь можно напомнить, что инициатором установления тесных контактов между Россией, Индией и Китаем выступил бывший премьер-министр РФ Евгений Примаков. В Москве в конце 90-х годов видели этот «треугольник» как неформальный альянс, который будет противостоять гегемонии США. Основания для таких надежд были: ведь каждая держава поддерживала концепцию многополярности мира.
Но сейчас становится все более очевидным, что «треугольник» так и не стал весомой силой в международной политике. Во-первых, Дели держит курс на сближение с США. А во-вторых, несмотря на то что Индия и Китай провели уже 13 раундов переговоров по территориальной проблеме, ее решения не видно.
В 1962 году Мао Цзэдун решил преподать урок индийскому премьер-министру Джавахарлалу Неру, лидеру движения неприсоединения, и отдал китайским войскам приказ пойти в атаку на индийские позиции на восточном участке границы. Индийцы потерпели поражение, но Китай отвел свои части назад. Граница остается недемаркированной. На западе спорные участки остаются под китайским контролем, а на востоке Китай претендует на целый штат Индии Аруначал Прадеш. В Пекине утверждают, что эта земля является частью Тибета.
В обоснование своих претензий Пекин предпринял несколько дипломатических демаршей. Он заявил недавно Дели протест против поездки премьера Манмохана Сингха в Аруначал Прадеш. Не успел Сингх совершить этот вояж, как о намерении посетить штат объявил Далай-лама, живущий в изгнании в Индии. Это подлило масла в огонь полемики между средствами информации в обеих странах. Ведь в глазах Пекина Далай-лама – вовсе не религиозный лидер, а сепаратист, который добивается отделения Тибета от Китая.
На своей пресс-конференции в Таиланде Сингх сказал, что Далай-лама – это почетный гость Индии, и правительство не будет запрещать ему поездки в любую часть страны. В то же время он сделал примирительный жест в адрес Китая, указав, что индийские власти не позволяют тибетским эмигрантам заниматься политической деятельностью.
В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований ИВ РАН Татьяна Шаумян высказала мнение, что территориальный спор мог бы быть в принципе улажен признанием статус-кво на границе. То есть Индия согласилась бы на «приобретения» Китая на западном участке, а Китай отказался от притязаний на Аруначал Прадеш. Но пока живы люди, которые помнят войну 1962 года, такое решение невозможно. Так что пограничная проблема будет доставаться из-под сукна каждый раз, когда обостряются взаимные противоречия.
Касаясь судьбы «треугольника», эксперт сказала, что превратиться в реальную силу он сможет тогда, когда Москве, Пекину и Дели удастся осуществить хотя бы один совместный проект, например, в сфере экономического сотрудничества.