Несмотря на усилия Израиля, угроза из Газы не исчезла.
Фото Reuters
Израиль намерен добиваться пересмотра законов и обычаев войны, чтобы вести борьбу с террористами, не нарушая норм международного права. Между тем вчера израильский вице-премьер Дан Меридор заявил, что еврейское государство должно провести собственное расследование операции в Газе в связи с обвинениями в военных преступлениях, выдвинутыми против него комиссией ООН. Однако пока под давлением военных кабинет министров Израиля отказывается даже рассматривать этот вопрос.
«В Ливане, в секторе Газа и в других местах вокруг нас копятся горы оружия, единственное предназначение которого вести огонь по гражданам Израиля. Я хочу, чтобы было ясно. Никто не сможет ущемить наше право и способность защищать наших граждан», – заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Во вторник на заседании кабинета безопасности, объединяющего руководителей ключевых министерств и глав силовых структур страны, он поручил министерствам обороны и юстиции подготовить международную инициативу о пересмотре законов и обычаев войны с целью адаптации их к современным условиям, в которых государства сталкиваются не только с традиционными военными угрозами, но и с терроризмом. По мнению израильского руководства, изменения международных законов должны узаконить право государств защищать себя от террора.
Наблюдатели полагают, что решение Нетаньяху продиктовано широким международным резонансом, который вызвала публикация доклада специальной комиссии Совета ООН по правам человека во главе с судьей Ричардом Голдстоуном, бывшим главным прокурором на процессах о военных преступлениях в Югославии и Руанде. В этом 574-страничном документе утверждается, что во время операции «Литой свинец» в Газе зимой текущего года, когда, по некоторым данным, погибли свыше тысячи мирных палестинцев, израильские военные допустили нарушения прав человека и международных гуманитарных законов.
На днях Голдстоун повторил свой вывод о том, что операция «Литой свинец» явилась коллективным наказанием жителей сектора Газы и израильские солдаты не делали различий между боевиками и мирным населением.
Напомним: Израиль с самого начала отказался сотрудничать с миссией Голдстоуна, затем отверг доклад по итогам ее работы и соответствующую резолюцию, которую принял в минувшую пятницу Совет по правам человека ООН.
Как передает РИА Новости, в Израиле опасаются, что доклад миссии Голдстоуна может стать основанием для международного судебного преследования руководства страны. По этой причине кабинет безопасности принял решение о создании при Министерстве юстиции специальной комиссии, которая займется защитой «Государства Израиль и его граждан» от преследования в зарубежных судебных инстанциях.
По данным израильских СМИ, под давлением министра обороны Израиля Эхуда Барака и главы генштаба Габи Ашкенази кабинет безопасности не стал даже обсуждать возможность проведения собственного расследования возможных нарушений международного права, выявленных миссией Голдстоуна. Однако далеко не все в Израиле разделяют позицию военных. Так, вице-премьер Меридор заявил, что расследование необходимо, чтобы предотвратить юридическое преследование Израиля на международном уровне. Позицию замглавы правительства также поддержал ряд других министров. В этой связи некоторые наблюдатели даже поднимают вопрос о возможном расколе в правящей коалиции.
Доктор юридических наук профессор Анатолий Колодкин в интервью «НГ» отметил, что отдельное государство не может добиться пересмотра международно-правовых норм. Для этого оно должно располагать поддержкой других стран. «В таких случаях требуется созыв международной конференции на базе ООН», – подчеркнул Колодкин.
По словам юриста, пересмотр или доработка законов ведения войны происходили неоднократно: «К примеру, принятая в 1899 году первая Гаагская конвенция потребовала доработки уже через восемь лет – в 1907 году. Здесь также можно вспомнить не только Женевские конвенции 1949 года, но дополнительные протоколы к ним от 1977 года».