Положение в Афганистане стало еще более неустойчивым после того, как президент Хамид Карзай под давлением Запада фактически капитулировал и признал, что не победил в первом туре. Хотя, по объявленным предварительным подсчетам, Карзай набрал 55% голосов, комиссия по расследованию законности выборов опротестовала результаты в 210 округах. По данным комиссии, Карзай набрал 48,29% голосов, а его соперник Абдулла – 31,5%. Вчера президент объявил, что второй тур состоится 7 ноября.
Выборы, прошедшие 20 августа, были с самого начала омрачены обвинениями в подтасовке голосов. Карзай, принадлежащий к пуштунской народности, составляющей большинство населения, с гневом отвергал обвинения в махинациях. Он утверждал, что победил уже в первом туре.
Однако на днях президент подвергся двойному нажиму со стороны Америки и ее союзников. В понедельник с Карзаем встретились сенатор Джон Керри, близкий соратник президента США Барака Обамы, и посол США в Афганистане генерал Карл Эйкенберри. Они «посоветовали» главе афганского государства принять выводы комиссии по расследованию законности выборов, работавшей под эгидой ООН. Примерно то же самое сказал в телефонном разговоре премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
Комиссия по расследованию в минувший понедельник опубликовала заявление, из которого видно, что более четверти поданных голосов было фальсифицировано. Карзаю ничего не оставалось, как уступить нажиму.
Однако президент до последнего момента не открывал свои карты. Дипломаты в Кабуле вчера утром еще держали друг с другом пари, будет второй тур или нет.«Все говорит за то, что он состоится. Мы готовимся к этому»,– заявил в Кабуле агентству Reuters западный дипломат, пожелавший остаться неизвестным.
Но картина могла коренным образом измениться, если бы Независимая комиссия по выборам, назначаемая правительством Карзая, отвергла выводы международной комиссии и объявила собственные окончательные итоги.
Тогда мог возникнуть другой вариант. Речь шла о том, что Карзай может пойти на создание коалиционного правительства и раздел власти с Абдуллой, в прошлом занимавшим пост министра иностранных дел. На такую возможность президент указал во время встречи с еще одним американским эмиссаром – бывшим послом США в Афганистане Залмаем Хализадом.
Лагерь главного оппозиционера внимательно следил за тем, какому курсу решил следовать президент. Абдулла говорил, что готов пойти на второй тур, но давал понять, что не прочь обсудить и вопрос о коалиционном кабинете.
И вот, наконец, стало известно, что глава государства выбрал вариант со вторым туром. Он должен пройти 7 ноября, что почти совпадает со сроком, предусмотренным Конституцией.
На данный момент шансы нынешнего президента считаются предпочтительными. Но уступка Карзая требованиям международных наблюдателей может дорого ему стоить. Афганское общество основано на племенном принципе. Сторонники президента, которые приняли участие в голосовании, несмотря на угрозы талибов сорвать выборы, будут сильно разочарованы слабостью своего лидера. И во втором туре могут просто не прийти на участки, предсказывают местные наблюдатели, которых цитирует New York Times.