Рабочие Opel съехались на общую акцию.
Фото Reuters
Подписание договора между General Motors и консорциумом Magna–Сбербанк о приобретении последним автоконцерна Opel, которое должно было состояться во Франкфурте-на-Майне в минувший четверг, вновь отложено. Причиной стали новые претензии ЕС в отношении этой сделки.
Возражения и требования Брюсселя изложены в письме члена Комиссии ЕС по вопросам конкуренции Неели Крус, с которым она 16 октября обратилась к министру экономики ФРГ Карлу-Теодору цу Гуттенбергу. В нем принципиальная договоренность между GM и Magna ставится под вопрос. Брюссель, в частности, рекомендует федеральному правительству «предоставить возможность для переосмысления процесса» переговоров с претендентами на покупку Opel. Кроме того, Крус усматривает «четкие указания» на то, что обещанная Берлином финансовая поддержка концепции спасения автоконцерна не соответствует европейским правилам конкуренции.
В Берлине письмо, однако, воспринято спокойно. Министр экономики, очевидно, был в курсе еще до получения письма, поскольку, как он сказал, имел несколькими днями ранее беседы с Неели Крус. Несмотря на сомнения ЕС, Берлин не собирается менять свою позицию по проблеме Opel. По словам Гуттенберга, сомнения по поводу соответствия финансового кредитования New Opel установкам ЕС в области конкуренции будут развеяны, и в этом отношении «мы находимся на хорошем пути».
Общественное мнение ФРГ скептически относится к бесконечным брюссельским маневрам. В середине ноября исполнится уже год, как Opel подал сигнал бедствия и запросил финансовой помощи для предотвращения банкротства, переговоры о его дальнейшей судьбе идут уже много времени. Профессор Дуйсбург-Эссенского университета Фердинанд Дуденхофер, известный как эксперт в вопросах автопромышленности, напоминает, что «Комиссия ЕС уже пять месяцев препятствует заключению договора» и тем самым «играет в русскую рулетку» с занятостью и судьбами рабочих Opel. А вчерашняя Welt am Sonntag цитирует такое высказывание председателя депутатской группы ХДС/ХСС в Европарламенте Вернера Лангена: «Комиссар ЕС по конкуренции Крус переоценивает себя и решает необъективно».
«Не желая поступаться принципами», в Комиссии ЕС, очевидно, все-таки понимают, что срыв практически готового решения по Opel, сохраняющего большинство рабочих мест на заводах в целом ряде стран сообщества, лишь стимулировал бы настроения евроскептицизма. Как передает из Брюсселя информслужба N-TV, в кругах Еврокомиссии отмечают, что «Крус выражает сомнения, но не стремится провалить весь процесс» и взять на себя ответственность за это. Вслед за письмом она поручила своему представителю опровергнуть слухи о том, что выразила отказ позиции федерального правительства и потребовала нового переговорного процесса по Opel.
В этой связи осведомленные круги в Брюсселе полагают, что демарш Крус преследует цель добиться от федерального правительства письменного заверения в том, что в соответствии с правилами ЕС госкредитование сделки по Opel было бы предоставлено любому покупателю. А от GM – заверений в том, что решение о продаже его европейской «дочки» принято не в порядке одностороннего предпочтения консорциума Magna–Сбербанк, а исключительно по объективным соображениям коммерции. В Берлине исходят из того, что Детройт такое заверение даст, а немецкий ответ тоже успокоит блюстителей конкуренции.
Хотя представители федерального правительства признают, что письмо из Брюсселя не упростило ситуацию, в Берлине тем не менее исходят из того, что продажа Opel состоится в соответствии с планом. Журнал Spiegel и воскресные газеты сообщают, что в очередной раз подписание соответствующего договора намечается на середину новой недели. Однако поручиться за это никто теперь не рискнет.