Рабочие завода Opel в Антверпене пока не знают, что их ждет.
Фото Reuters
После многомесячных споров сделка о приобретении консорциумом Magna–Сбербанк у американского автогиганта General Motors его европейского филиала Adam Opel AG близится к завершению. Сегодня планируется подписание соответствующего договора. Это сообщил немецкий канал N-TV. Чуть ранее заместитель главы наблюдательного совета Opel Клаус Франц подтвердил: «Я уверен, что General Motors и Magna подпишут договор о передаче на следующей неделе».
Накануне в Берлине было принято правительственное решение о гарантиях финансирования спасения Opel по концепции Magna–Сбербанк. Ее состоятельность в минувший четверг подтвердила межминистерская комиссия в составе представителей Ведомства федерального канцлера, министерств экономики и финансов, а также федеральных земель, имеющих заводы Opel. Группе осталось только составить документ, который станет формальной основой для постановления кабинета о предоставлении New Opel государственных поручительств и кредитов на сумму в 4,5 млрд. евро.
Одновременно сняты подозрения в том, что план Magna выгоден немецким автозаводам в Рюссельсхайме, Бохуме, Эйзенахе и Кайзерслаутерне и, наоборот, чреват потерями для британских предприятий Opel/ Vauxhall. Вечером в пятницу, как стало известно агентству DPA, между Magna и английскими профсоюзами был достигнут компромисс, удовлетворяющий обе стороны. Ожидается, что его одобрит и британское правительство. «Солидарный подход» рассматривается как ключ к преодолению имеющихся вопросов и в отношении других составных частей Opel. После развязки британского узла Magna сконцентрировалась на переговорах в Мадриде. Испанское правительство требует долгосрочных гарантий сохранения завода Opel в Сарагосе, угрожая в противном случае отказом от участия в финансировании New Opel. По мнению немецких СМИ, здесь тоже вполне может быть найден выход.
Источники агентства DPA дают понять, что для «справедливого распределения тягот реструктуризации» имеется в виду сократить объемы производства на всех европейских предприятиях Adam Opel AG, а в необходимых случаях произвести перевод выпуска отдельных моделей с одних предприятий на другие. Достигнутый компромисс с англичанами предположительно предусматривает перенос части производства из Рюссельсхайма на завод в Элсмер-порт (Великобритания), а выпуск микроавтобусов Vivaro будет продолжен в Лютоне до 2014 года. Что касается Сарагосы, то оттуда возможно перенесут в Эйзенах производство одного варианта модели Corso, но зато продолжат поставлять на европейский рынок другой.
Урегулирование в рамках концепции Magnа–Сбербанк производственных и социальных аспектов имеет очень большое значение в финансовом и политическом плане. Британское и испанское правительства будут готовы к участию в финансировании New Opel только на базе выдвинутых ими условий. В прошлую пятницу Лондон и Мадрид отказались участвовать в инициированной Берлином встрече по этому вопросу. Известно, что гарантия финансирования, на которую соглашается правительство ФРГ, рассматривается им лишь как помощь для ускорения затянувшегося процесса сделки по Opel, но не как односторонняя мера. Иначе к ней могут придраться в брюссельской Комиссии ЕС и нагромоздить новые трудности на пути к New Opel.
В последние две недели на переговорах Magna, Opel, GM и представителей рабочих коллективов зафиксирована договоренность об их вкладе в реструктуризацию концерна. С этой целью рабочие откажутся до 2014 года от отпускных и рождественских пособий, что принесет ежегодно 265 млн. евро. Однако застопорилось решение вопроса об участии коллективов в принятии решений, касающихся планируемых переносов производства. Если сегодня действительно состоится подписание договора о продаже GM и тем самым переход Opel под эгиду нового главного акционера в лице консорциума Magnа–Сбербанк, это будет крупным событием. Но еще не самой последней точкой в многомесячной эпопее. Ибо как раз после появления New Opel предстоят жесткие переговоры о пропорциях и условиях сокращения 10,5 тыс. рабочих с предприятий концерна, урегулировании проблемы совместного финансирования и других вопросах. Окончательно, как надеются немецкие эксперты, эти вопросы будут решены в ноябре.