Госсекретарь США Хиллари Клинтон прибыла вчера в Москву. Незадолго до ее приезда на официальном блоге Госдепа Dipnote вывесили вопрос недели: «Какая проблема самая важная в американо-российских отношениях?» Ответы пользователей оказались неоднозначными и в некоторых случаях разошлись с приоритетами, обозначенными Москвой и Вашингтоном.
Наиболее развернутый ответ на вопрос Госдепа дал некий Рон из Нью-Йорка. Он предложил список проблем, требующих наибольшего внимания РФ и США: «Наркотики, торговля оружием, СПИД. Отмывание денег, киберпреступность, терроризм. Глобальная оргпреступность, черный рынок ядерных материалов. Материалы двойного назначения, торговля людьми. Альтернативные источники энергии, техническая безопасность».
Любопытное мнение опубликовал Zharkov из США: «Вместо того чтобы «пилить» президента Медведева по проблемам, которые возникают с РФ у американцев, почему бы не спросить Медведева, можем ли помочь России решить эти проблемы с нами?» «РФ нуждается в крупных торговых партнерах, – продолжает Zharkov. – Белому дому следует поддержать усилия России по налаживанию взаимодействия с другими странами, потребовав от Конгресса США отмены поправки Джексона–Вэника». Эта ограничительная внешнеторговая поправка была введена против СССР в период холодной войны из-за препятствования со стороны Москвы отъезду евреев из Союза. По мнению этого блогера, Соединенным Штатам необходимо осадить свою огромную военную машину, чтобы другие страны больше не были вынуждены вооружаться. «Нам не нужны военные базы в каждой стране на Земле, если, конечно, мы не хотим их завоевать», – утверждает Zharkov из США.
Конечно, нельзя утверждать, что авторы этих и других комментариев являются специалистами по российско-американским отношениям. Но серьезность подхода в некоторых комментариях и тот факт, что, чтобы написать их, блогеры заходили на сайт Госдепа, позволяет предположить, что это по крайней мере люди, интересующиеся внешней политикой.
Даже авторы критических по отношению к России суждений (а их немного) не выступают за разрыв связей с Москвой или усиление конфронтации. Робин из Южной Каролины пишет: «На мой взгляд, самый важный вопрос – это защита личности и прав человека. После убийств адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в Москве ранее в этом году этот вопрос оказался в центре внимания. Судя по сообщениям об этих убийствах, Россия небезопасна для всякого, кто не соглашается или критикует правительство», – делает вывод Робин. Он считает, что у РФ и США немало возможностей для сотрудничества в бизнесе и международных вопросов. «Но если Россия не уважает основные права своих граждан, как же мы можем доверять им?» – задается вопросом блогер.
В том, что России и США следует укреплять доверие, с Робином из Южной Каролины согласны Бесс из Алабамы и Марк из Аризоны. Марк вспомнил о пользе гласности и призвал Москву и Вашингтон сотрудничать в контексте региональной и глобальной безопасности, а также бороться с инфляцией и коррупцией.
Подключение к дискуссии Наташи из России, попросившей Вашингтон «больше думать о (российском) Народе, а не только о правительстве (РФ)» и ослабить визовые требования для россиян, вызвало гневную отповедь Джона из Греции. Этот блогер считает, что «у Владимира Путина и «остальных» есть время и деньги, чтобы начать работать над решением проблемы русской мафии», а проблема с получением американской визы – это проблема не американцев, а россиян.
Об урегулировании ситуации вокруг ядерной программы Ирана – основного вопроса повестки дня Клинтон в Москве наряду с продолжением переговоров по Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) – вспомнили лишь два пользователя блога Госдепартамента. В свою очередь, Эрик из Нью-Мексико считает важнейшим вопросом российско-американских отношений нераспространение ОМУ. «Я бы бросил небольшой дружеский вызов российскому президенту: получите Нобелевскую премию мира в следующем году! – пишет Эрик. – Если нашего президента Барака Обаму наградили за возобновление процесса по созданию лучшего мира, то дитя ядерной эры предлагает российскому президенту получить премию за то, чтобы этой новой реальности было проще осуществиться».
«НГ» попросила ответить на тот же вопрос «Какая проблема сейчас самая важная в американо-российских отношениях?» российских экспертов. «Самое важное – это новый договор по СНВ. Но этот договор существует не в вакууме. Фоновый вопрос для него – Иран. Они довольно тесно связаны политически, а не в военно-техническом или стратегическом отношении», – заявил «НГ» член-корреспондент Российской академии наук Алексей Арбатов.
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов иного мнения. Он поставил на первое место «попытки США не допустить укрепления российско-украинских отношений и установления влияния России на бывшем советском пространстве». Все остальное, по мнению Караганова, «или второстепенное, или производное».